Конкурс

14.03.2011

Конкурс «Нравственная дилемма преподавателя»


Совсем недавно в вузах закончилась зимняя сессия. Некоторые студенты серьёзно готовились к зачётам и экзаменам и сейчас наслаждаются заслуженными каникулами. Некоторым, наоборот, не повезло, и вместо отдыха им достались бессонные ночи над учебниками и подготовки к пересдачам. Но у всех у них остались какие-то впечатления от преподавателей и от того, как они принимали у них экзамены. Этот опыт часто передаётся «по наследству» студентам младших курсов, чтобы они тоже знали, какой «препод – зверь, к нему ходить нужно», а какой «и так поставит халявную четвёрку».

Мы предлагаем посмотреть на ситуацию зачёта и экзамена глазами преподавателя. Для этого пересказываем вам рассказ нашей коллеги, её впечатления и сомнения.


«Я второй год являюсь преподавателем одного из московских вузов. Веду несколько дисциплин у разных курсов дневного отделения и вечернего. Мне очень нравится эта работа. Но зачёты и экзамены каждый раз вызывают у меня сложности, приходится успокаивать свою совесть разными отговорками. И на это есть несколько причин:

1.Как многим известно, в связи с реформой системы образования сейчас вузы получают финансирование в зависимости от количества обучающихся студентов. По этому поводу ректор нашего вуза на общем собрании в начале сентября объявил всем преподавателям, что отчислять двоечников, конечно, нужно, но подписать списки на отчисление 100 человек, которые ему предоставляют факультеты, у него не поднимется рука. Поэтому он призвал всех преподавателей подключить весь свой педагогический талант, чтобы как можно больше студентов успешно сдали сессию. Таким образом, он обозначил политику университета – отчислять студентов только в крайнем случае.

2. После общего заседания университета было собрание кафедры, на котором декан изложил политику нашего института (одного из структурных подразделений университета). Преподаватели очень лояльны к студентам, ставят только «хорошо» и «отлично». В результате на ГОСы выходит большое количество студентов, претендующих на «красный диплом». А ГОСы принимаются комиссией, возглавляемой внешним специалистом, доктором наук, который не работает у нас. И в такой ситуации далеко не все студенты подтверждают свои «красивые» зачётки. Поэтому политика института (кафедры) – объективнее и строже оценивать знания студентов.

3. Студенты, особенно старших курсов, привыкли, что преподаватели разрешают на зачётах и экзаменах списывать / пользоваться учебниками и конспектами, «вытягивают» даже тех, кто ничего не знают, ставят только хорошие оценки. Поэтому они практически не готовятся, почти демонстративно пользуются шпаргалками. Некоторые даже бравируют этим.

4. Пересдачи зачётов и экзаменов в нашем вузе не приветствуются и не оплачиваются. Поэтому это остаётся целиком на плечах преподавателя. Естественно, на пересдачу попадают те, кто хуже всего знает дисциплину и часто не обладает достаточным интеллектом, чтобы логическим путём вывести правильный ответ, даже если он не требует специальных знаний.

5. Типичная ситуация. Студент посещает редко или не посещает лекции в течение семестра. К экзамену ничего не учит. На экзамене пытается списать. Ответить на вопросы не может, даже на самые простые. А после всего этого начинает уговаривать поставить ему оценку, аргументируя тем, что он даже на пересдачу ничего не выучит, а моё время будет потрачено.



В связи со всеми этими предпосылками возникает вопрос, что делать?! И возникает несколько альтернатив.


1. Пожалеть своё время и силы, не пытаться научить того, кто учиться не хочет. Быстро ставить всем зачёт / экзамен и отпускать. Студенты при этом будут любить – «хороший препод, не валит». Но учить не будут – «зачем, и так халява будет». Но это мои будущие коллеги. По их работе, в том числе, будут оценивать работу психологов вообще.

2. Быть принципиальной. Отправлять двоечников на пересдачу. Тратить на них свои силы и время, пытаясь заставить их выучить мои дисциплины. Но в итоге-то я должна буду у них принять эти зачёты / экзамены (см. политику университета). А вслед мне будет лететь шёпот «эта …»».


А может, есть какие-то ещё варианты?!


Мы ждём ваших предложений. При этом конкурс объявляется в двух номинациях:

1. Оптимальное поведение конкретного преподавателя.

2. Вариант поведения преподавателя, который будет наиболее полезен для обучения студентов и системы образования в целом.


Как и обычно, победителя ждет приз - сертификат магазина Ozon номиналом 500 рублей!


Сроки проведения конкурса: с 14 марта по 14 апреля.