Чем европейские дети хуже неграмотных африканских?

Пару месяцев назад мне пришлось провести целый день с шестилетним племянником. Первое, что сделал этот гордый индивид, попросил у меня мобильник. Убедившись, что он не производства известной яблочной фирмы, с разочарованием спросил: «А что, злых птичек у тебя нет?». Я попытался заинтересовать его целой россыпью познавательных и обучающих игр (поскольку я занимаюсь он-лайн обучением, то всегда слежу за новинками). Но это не вызвало даже микроскопической искры интереса в его глазах. Я предложил ему самому поставить себе птичек и вообще купить любую игру. Но милый мальчик решил ограничиться птичками. Правда, потыкав по кнопкам пальцами и не найдя привычных иконок, он делегировал постановку игрушки мне. Фактически на этом наше общение и закончилось. Хотя нет, еще просил есть и подзарядить телефон. К чему вся это долгая прелюдия? Просто пару дней назад организация One Laptop Per Child (примерный перевод названия «Планшет для каждого ребенка») опубликовала данные своего исследования самообучаемости неграмотных африканских детей. Дети сумели взломать систему защиты планшета, хотя до этого не видели даже упаковку из-под чипсов! Как же такое может быть? Давайте разберемся!


Расскажу об эксперименте организации OLPC. Своей целью эта организация ставит изменение жизни в бедных районах земли, в частности за счет повышения уровня знаний. Целью исследования было выяснение, чему смогут научиться неграмотные дети сами, без помощи взрослых, играясь с планшетом с установленными на нём обучающими программами. Для проведения исследования было выбрано несколько отдаленных деревень, в которых все жители неграмотные. Детям дали планшеты с установленной операционной системой. Нескольких взрослых научили заряжать их от солнечных генераторов. Дальше машинки были предоставлены детям. Краткая хронология событий, которая была зафиксирована исследователями:


4 минуты — ребенок нашел кнопку включения и запустил работу планшета.

5 дней — каждый ребенок в деревне попробовал в среднем 47 приложений (я на телефоне использую всего 19 в среднем).

1 неделя — дети уже пели песенки для заучивания алфавита, которые установлены на планшете.

2 недели — дети взломали настройки рабочего стола и оформили его по своему вкусу (функция, изначально заблокированная).

1 месяц — мальчик в игре со словами написал слово LEO (Лев).


Сами исследователи решили, и я с ними согласен, что это очень многообещающее начало. Думаю, что если изменить программное обеспечение, найти форму обучения, то вполне можно добиться того, чтобы дети сами научились читать. Более подробно об эксперименте:

http://www.technologyreview.com/news/506466/given-tablets-but-no-teachers-ethiopian-children-teach-themselves/(английский язык).

Но вернемся к проблеме самообучения. Почему мой племянник, да и другие дети из его окружения такие инертные, а неграмотные дети из Эфиопии - активные и любознательные?

У всех детей, неважно в Африке ли, Европе или Азии, уровень познавательной активности одинаковый. Мне кажется, причины того, что они не реализуют её, — в среде, в которой растут дети.

Мой племянник ходит в школу, и первое, что ему внушили, это то, что надо «зарабатывать звездочки». Он отличник, и «зарабатывание звездочек» поощряется значимыми для него людьми — мамой, папой и учителями. У детей из Эфиопии нет оценок, они живут, играют и просто познают мир вокруг без лишних рамок и ограничений в виде оценок. Чтобы добыть еду, они должны быть любопытными. Их выживание обеспечивается быстрым обучением. Наша же среда дает все готовое, не нужно напрягаться. Взрослые всегда помогут, взрослые подскажут, вот у детей и включается инерция. Может, стоит что-то поменять в воспитании?


Ко мне часто обращаются за советом, как научиться тому или иному навыку, получить то или иное знание. Я уже давно предлагаю альтернативу — пройти обучение за деньги или практически даром, прочитав пару книжек и поучаствовав проектах. Но взрослые зачастую не готовы к самообучению. Им нужен стимул, часто им выступают потраченные деньги на учебу. Вопрос не в сложности получения знания, а в силе воли и мотивации.

Фото:

Чтобы комментировать, заполните Имя и Фамилию в профиле

Анита Гидулянова
05.12.12 12:02
Очень любопытно, что было бы, если бы в этих планшетах были установлены игры (те же Angry Birds...). Есть подозрение, что песенки с английским алфавитом и взламывание настроек рабочего стола отошли бы на второй план.
ИВК
05.12.12 12:51
Анита, конечно игровая мотивация у детей ведущая. И тут "к гадалке не ходи", они играли бы и играли. Но петь песни и изучать слова, тоже для них игра. Я бы даже не сказал, что злые птички не могут обучать. Если бы студентов технических вузов учили предмету Сопротивление материалов (Сопромат - один из самых не любимых в тех. вузах), то отличников было бы больше...
О... даже представляю себе картину. Игра основанная на сказки три поросенка. Одна команда студентов должна сконструировать дома из имеющегося материала - ветки, солома или кирпичи. А другая разрушить - силой ветра, раскачиванием и прочее... Я бы поиграл в такую.
Анита Гидулянова
05.12.12 17:23
Иван, тогда я в корне не согласна с заголовком статьи =))) никакие дети не хуже. Просто у одних планшеты с игрушками, а у других - без.
Обучающую игру можно придумать, наверное, на совершенно любую тему (я бы тоже поиграла в разрушение домиков), вопрос только в том, почему так слабеет познавательная мотивация у взрослых. Если с детьми понятно: играет в то, что интересно. Почему же взрослые в последнее время не хотят что-то познавать, а предпочитают игры? Мне, конечно, хорошо говорить (я гуманитарий, о сопромате только слышала), но в "идеальных условиях" студентам (как взрослым и сознательным личностям) интересен сам предмет и, если педагог его даёт плохо, студент может найти варианты и узнать всё сам. Только, как правило, познавательного интереса и нет. Вот только вчера мне рассказывали про "геймификацию" обучения (и процесса работы), и стало немного грустно, что даже мотивируются сотрудники на работу игрой, а не результатом своей работы.
[Можно сказать «наболело». Поток мыслей вылился в эмоциональный, но, кажется, не очень понятный текст [в последнее время это для меня интересный и нерешенный вопрос]
ИВК
11.12.12 15:40
Анита, никакие дети не хуже, просто у детей разная мотивация.

Почему люди предпочитают не познавать, а играть? Это природа человека, наше поведение во многом биологически детерменированно. После удовлетворения базовых, познавательная потребность начинает конкурировать с "игровой" (если серьезно, это мотив власти, я думаю, победа в игре - символизирует победы в жизни). Естественно познание сложнее и оценивается сознанием как достижение меньшего процента успеха. Поэтому и проигрывает. Играть проще и легче, чем познавать. Поэтому она и побеждает.