Чтобы узнать, нужно украсть. Встреча с профессором Стивеном Харнадом — часть 1



Оригинальный взгляд на развитие познания принадлежит известному ученому-когнитивисту Стивену Харнаду (Stevan Harnad), профессору университета Квебека в Монреале и университета Саутгемптона. 19 сентября в Digital October состоялась его лекция в формате телемоста (ее можно посмотреть здесь). Я побывала на этой встрече и хочу поделиться своими впечатлениями. Свои впечатления я разделила на две части — о развитии познания в ходе истории, с точки зрения лектора, и вызванные этим мои размышления о развитии психики в течение жизни.

Соответствует ли наше познание действительности? Одинаково или по-разному люди думают об одних и тех же вещах и что на это влияет? Меняются ли наши способности и возможности в познании с течением времени?

Интерес к тому, как человек познает мир, существует наверно столько же, сколько и сам человек. Первые идеи о познании можно встретить еще у античных философов, начиная с Платона, когда человек обратил познание с внешнего мира на самого себя, на микрокосм. Аналогично в восточных культурах — идеи о том, как происходит познание человеком мира и себя, встречаются уже в самых древних системах, некоторые из которых (вроде йоги) существуют до сих пор. И по сей день человек не перестает искать ключ к разгадке собственной психики и ее принципов. Однако метафизические и религиозные идеи сменились научным поиском ответов на эти же вопросы.

Сегодня активно развивается новая научная область - когнитивная наука, или наука о познании. Это междисциплинарная область, она объединяет исследования по данной проблематике из разных наук, в т.ч. когнитивной психологии, нейронауки, лингвистики и философии.

С точки зрения Харнада, познание имеет отношение, в первую очередь, к категоризации — человеческой способности относить отдельные объекты и явления к определенному классу (категории) на основании какого-либо признака. Человек познает мир, подразделяя его на категории, группирует объекты, выделяя в них значимые для адаптации характеристики. Пример категоризации, приводимый лектором, - это подразделение грибов на съедобные и несъедобные. Основные способы создания категорий — это опытный путь, путь проб и ошибок (в случае с грибами - очень рискованный) и путь заимствования чужого опыта посредством языка. Второй путь не только менее опасен для здоровья, но и превращает процесс познания мира в куда более емкий и быстрый. При этом, хотя мы и «крадем» чужой опыт (по меткому выражению лектора), тот, кто отдает нам продукт своего знания — категории, — не становится от этого беднее. Напротив, и Стивен Харнад настаивает на этой идее, он может даже обогатиться через коммуникацию и совместное развитие идей в диалоге.

Стивен Харнад описывает четыре революции в познании, каждая из которых многократно увеличивает наши способности в познании окружающей действительности.

Первая революция — это возникновение речи, что позволило человеку выражать свои идеи почти со скоростью самой мысли и передавать их другим.

Вторая революция — появление письменности, оно стало основой для сохранения и передачи того, что было познано. Главным недостатком письма, однако, является то, что мысль намного быстрее, чем письменное слово, а это, в свою очередь, замедляет передачу идей.

Третья революция связана с изобретением книгопечатания, однако и печатное слово обладает тем же свойством (недостатком, по мнению Харнада) - оно слишком медленно.

Наконец, четвертая революция — дело последних 20-30 лет — это появление интернета. Здесь снова мы обретаем возможность транслировать свои идеи почти со скоростью самих мыслей, т.е. почти как при устном общении. Однако огромным преимуществом является то, что количество собеседников многократно возрастает, а, следовательно, возможности познания также взмывают ввысь. Стивен Харнад воодушевлен последней революцией и считает использование веба огромным шагом в возможностях познания и развития науки.

Стивен Харнад продвигает интересную (и у нас пока мало популярную) идею — открытого доступа всех научных материалов. Он предлагает всем ученым публиковать свои статьи в открытом доступе, а не только в специализированных журналах. Что это дает? Таким путем каждый ученый сможет получать почти незамедлительную обратную связь, комментарии о том, что он исследует, которые могут в свою очередь стимулировать его идеи и привести к новым открытиям. В случае же с журналами недостаток, связанный со скоростью трансляции идей посредством печати, проявляет себя в полной мере: ученый к моменту публикации уже может быть занят другой проблемой, а, значит, та проблема может быть не полностью раскрыта, к тому же количество комментариев нередко слишком мало.

Профессор университета Квебека убежден, что человечество пока еще не использует все возможности веба в полной мере — поэтому о пятой революции говорить еще преждевременно.

Продолжение здесь.
Файлы:
important.jpg (41.18 КБ)

Чтобы комментировать, заполните Имя и Фамилию в профиле