Онлайн тренинги: с чего все началось?

Как и когда появилась идея дистанционного обучения? Какими были первые тренинги? Чем на практике отличаются онлайн тренинги и традиционные? Каким должно быть настоящее дистанционное обучение? Профессиональным опытом делится с вами Иван Канардов.

Идея дистанционного обучения (онлайн обучения или E-learning) появилась у меня в еще 2003-2004 году. Тогда я только начинал делать профессиональные тренинги. Основной работой были занятия по психологии со старшеклассниками и студентами в доме творчества «Россия Молодая». Мы с моим коллегой Сергеем Антоновским (кстати, сейчас, он лучший молодежный тренер по методам интеллектуального развития и игре «Что? Где? Когда?») создали сайт и разместили на нем первые тренинги. Это были занятия по развитию навыков быстрого чтения и обратной связи. Оценивая результаты тренингов, я понял, что дистанционное обучение при правильной организации может быть не менее эффективно, чем традиционное. Тема оказалась крайне интересной, и я приступил к исследованиям в этой области. Уже первые наблюдения позволили получить ряд интересных решений и выводов, которые позволили прийти к нынешней концепции дистанционного обучения.

Например, традиционные тренинги обычно начинаются с ситуации неудачи, на сленговом языке называем это «помордование» (от слов «по морде»). Прошу читателей не пугаться, но в действительности любой традиционный навыковый тренинг начинается именно с того, чтобы создать ситуацию неудачи у участников, а уже потом показать им, как надо: это создает мотивацию на развитие, разогревает участников. На онлайн тренингах такое не проходит. Участники уже готовы к восприятию, и любой «напряг» воспринимают как повод к отказу от тренинга или формальному его прохождению. Поэтому первые задания должны создавать ситуацию успеха, но при этом не быть слишком простыми.

После этого я проводил достаточно много собственных экспериментов, чтобы сравнить эффективность онлайн обучения и реальных тренингов. Огромное спасибо студентам Института дизайна и технологии, у которых я читал курсы по менеджменту, конфликтологии и тренинговой работе. Им пришлось много натерпеться от меня!

Потом появились очень увлекательные проекты и по оценке навыков и знаний. Для дистрибьюторской компании «Оптима» я разработал систему дистанционной оценки. Одним из решений было снизить затраты на оценку. Как оказалось, использование структурированных кейсов позволяет сократить расходы на Ассессмент центр до 60 %.

Я анализировал немало проектов тех, кто занимается онлайн тренингами. Видел, как крупные компании громогласно объявляли о старте дистанционного обучения, а потом сотрудники отдела персонала рассказывали, что вообще-то особенного желания учиться ни у кого из сотрудников нет.

К сожалению, продукция многих коллег напоминает презентацию с теоретическими вопросами о развитии навыков речи, и, что еще хуже, некоторые тренеры выдают обычную тематическую рассылку за дистанционный тренинг. Однако доля таких «мастеров» постепенно уменьшается. В области дистанционного обучения все больше людей, делающих качественные и интересные продукты, глядя на которые становится по-хорошему завидно. Однако после всех анализов и экспериментов стало понятно, что надо двигаться в собственном направлении, так как многие задумки во многом превосходили то, что есть на рынке. Экспериментальная часть нашего проекта - одна из самых важных. Опыта дистанционного обучения, автоматизации схем управления усвоением и развитием нет ни у кого. Все получают их в ходе практической работы. Я более чем уверен, что тот, кто идет по пути копирования традиционных схем - превращения E-learning в учебник-самоучитель - зайдут в тупик.

Одним из наших «эльдорадо» является развитие коммуникативных навыков. Те, кто утверждают, что могут их эффективно развивать с помощью автоматизированных систем, откровенно лукавят. Однако определенные способы есть, но какова их эффективность, мы сможем точно сказать после проведенных исследований.

Конечно, никто не гарантирует, что и мы в своих поисках найдем абсолютную истину. Однако достаточно много интересных наработок уже найдено, и мы продолжаем искать, чтобы наши онлайн тренинги становились более эффективными и полезными. Пишите, если у вас появились предложения, вопросы, идеи...А мы желаем вам успеха!

Фото:

Чтобы комментировать, заполните Имя и Фамилию в профиле