Эффективное самообучение, или Как научить учиться?

На форуме по проблемам дистанционного обучения я заспорил с одним уважаемым специалистом, о том, что же такое «учить учащихся учиться».Спорили много, в итоге я пообещал, что изложу свою точку зрения по данному вопросу, что и делаю.
Самообучение – не новая тенденция, видимо еще в древности существовали подобные методы. Слово «студент» происходит от латинского «studiosus» – самообучающийся. Однако до сих пор курсов или технологий обучающих эффективному саморазвитию не существует.
В основе любого обучения лежит познавательная активность. Это наше врожденное, инстинктивное свойство, другими словами -любопытство. Оно заставляет нас дергать за погремушку в коляске и совать пальцы в розетку. Становясь взрослыми, мы можем утратить это качество. К сожалению, есть много людей за 25, которым ничего нового неинтересно, и учатся они только тогда, когда их вынуждает к этому сложившаяся ситуация. Стимулировать познавательную активность на разных этапах жизни могут разные факторы. В школе - страх наказания, в ВУЗе - желание не обидеть родителей и получить профессию, а также за компанию, при обучении по программе МВА – стремление больше зарабатывать в дальнейшем, но надо сказать, что подобное стимулирование в разы слабее любопытства.

Учат ли нас где-нибудь учиться?

Ни в детском саду, не школе, ни в училище, ни университете, никто не учит нас этому. Нам не рассказывают, как правильно получать знания и развивать навыки – педагоги попросту преподают основы своих предметов, это в лучшем случае, в худшем они читают эти основы по бумажке, в самом ужасном случае – с интонацией пономаря.
Из своего опыта, единственное, что я помню, на первом курсе университета в библиотеке нам прочитали лекцию: «Как пользоваться системой каталогов», а также вкратце рассказали, как правильно делать конспекты, без подчеркивания в книгах. Это были действительно полезные знания, учитывая то, что в интернете тогда еще не было книг, Рунет только-только зарождался. Однако библиотекарем двигало не желание научить нас получать знания, он хотел сберечь книги от бесконечного варварского выделения в них участков текста, однако, все равно ему большое спасибо.

Как же научиться учиться ?

На мой взгляд, самым главными тут является совокупность навыков, которые позволяют эффективно запоминать и систематизировать полученную информацию.

Представьте себе ситуацию: Аня и Валя решили выучить английский язык. Ане он нужен, чтобы найти работу в «западной» компании, а Валя летом собирается поехать в Лондон, ей просто хочется чувствовать себя комфортно. Обе девушки пошли на самые обыкновенные курсы и через полгода успешно завершили обучение, сдав экзамены. Только вот одно маленькое «но», Аня так и не смогла устроиться на работу, туда куда хотела - не хватило знаний. Учить язык полгода по 8 часов в неделю не достаточно, чтобы говорить свободно. А вот Валя во время поездки в Лондон неплохо понимала речь, могла поддержать разговор на простые темы; спросить куда идти, поругаться на качество обслуживания. Но ей могло бы хватить экспресс-курсов, и на сэкономленные деньги она могла бы купить себе ни одну пару туфель.
Ни одна из девушек не смогла правильно поставить задачу. Поэтому одним из важнейших компонентов обучения учению является анализ ситуации и определение правильных критериев, по которым будет оцениваться результат.
Сейчас-то Аня понимает, что ей нужно было учить английский язык с преподавателем, отдавая этим урокам больше времени, средств и сил.
Именно умение выделить критерии успеха и четко поставить цели важны в самообучении. Ориентиром правильного пути служат наши собственные планы и описание необходимого результата.

Развиваем навыки и получаем знания

Условным «нулевым» этапом я бы выделил заинтересованность в предмете, иначе говоря, либо этот предмет у Вас вызывает любопытство, либо у Вас другая, скорее всего более прозаичная мотивация, например последующий крупный заработок. Без мотивации, друзья мои, никуда.
Первый этап, как уже говорилось ранее, правильное определение критериев (уровня) получаемых знаний. Кому-то достаточно получить минимум, а кому-то нужно непременно стать экспертом в выбранной области.
Вторым этапом, осваиваем необходимый и достаточный объем информации по данному предмету, как бы костяк наших знаний и навыков. Мы можем вычленить его несколькими способами: сделав запрос экспертам или с помощью анализа программ обучения по данному предмету.
Третьим этапом становится составление программы самообучения по предмету. Не нужно думать, что оно будет происходить только по книгам. Вы можете самостоятельно выбрать источники получения знаний. Главное тут составить такой учебный план, чтобы он подходил именно Вам. Вы воспринимаете на слух? - тогда Вам дорога на лекции; с листа – книги, коих теперь, Слава Интернету, полно, не нужно тащиться в библиотеку «три километра зимой в гору»; не воспринимаете, пока не попробуете сами, Ваш путь - тренинги. Не будем также забывать о творении прогресса – вебинарах и онлайн тренингах на нашем сайте.
Заключительный этап - практика, без нее никак. Вспомним наших девочек Аню и Валю. Не примени Валя свои знания языка в Лондоне сразу после окончания курсов, они бы благополучно улетучились из ее головы уже через год.
Можно, конечно, найти талантливого педагога. Наш учитель истории, например, учил нас на основе материала основной программы таким вещам, как отбор «мух от котлет» в исторических документах, составления тезисной системы доклада, правильной критики ложного тезиса и многим другим вещам. Во-первых, нам интересно было учиться, и мы запоминали весь материал на уроках, даже не залезая дома в книги, а во-вторых, мы параллельно научились многим важным в жизни вещам, которые можно задействовать и в других областях. Но я вас, наверное, расстрою тем, что скажу, не зря дают такие премии, как «Учитель Года» - таких преподавателей единицы. Так что, самоучиться, самоучиться и еще раз самоучиться, почти как завещал великий Ленин. Если тема интересна, я готов расширить статью и сделать базовые схемы по методам самообучения. Жду Ваших комментариев.
Фото:

Чтобы комментировать, заполните Имя и Фамилию в профиле

Сергей Смольский
11.04.11 4:56
Очень полезная статья, особенно про мотивацию, четкую цель без лишней мишуры и практики. Самые основные этапы освещены. Про учителей и наши университеты тоже в точку. Как правильно говорится, что настоящее образование начинается после университетов.
Теперь вопросы. Знаете, основное конечно это мотивация - но тут либо она есть, либо ее нет - это глубоко психологическая проблема. У меня ее хоть отбавляй, иногда ощущения что жизнь настолько коротка, что всего не узнать, а так любопытно!
Моя проблема в том, чтобы правильно определить цель. Да и цель - это понятие не статическое с течением жизни она меняется. Вопрос, как на каждом определенном этапе определить ее, зафиксировать и поставить, при этом чем руководствоваться? А так же как правильно определить ее границы?
Программу самообучения составить тоже не проблема особо, мозгов здесь хватает о всех средствах получения знаний и информации осведомлены)
И остается практика, где найти и как практику, и как найти время, если большая часть уходит на работу, которая кормит. Эти вопросы конечно для каждого конкретно человека, к самому себе, и отвечать на них должен каждый сам. Но раз вы написали эту статью, то мне очень интересно и ваше мнения. Коментария вы дождались, есть пища для размышления. Теперь я жду ваш ответ )
И спасибо за статью.