Цели и мотивы

Я работаю в психологическом центре. Мы сотрудничаем с несколькими образовательными учреждениями, проводим различные семинары и тренинги для учащихся.

На прошлой неделе по просьбе администрации колледжа я проводила тренинг по постановке целей для студенческого актива. Мы поговорили с ребятами о том, зачем вообще ставить перед собой цели, какие они могут быть, как использовать схему SMART, для постановки и оценки собственных целей (в словаре вы можете подробнее узнать о схеме SMART, а также пройти тренинг на нашем сайте «Постановка целей по схеме SMART»).

В ходе отработки навыков на реальных целях мы вышли на следующую проблему. Администрация колледжа хочет видеть активную деятельность со стороны учащихся в целом и со стороны студенческого совета в особенности и регулярно выражает студентам своё недовольство.

Но активисты, члены студсовета, постоянно оказываются «между молотом и наковальней». С одной стороны, от них ждут идей, организации мероприятий, привлечение остальных студентов к внеучебной работе. А с другой – они регулярно сталкиваются с нежеланием их одногруппников что-либо делать. И вопрос тут даже не в том, что современная молодёжь не умеет ставить цели и их добиваться. Скорее проблема с мотивацией – они не понимают, зачем им это нужно, часто задают один и тот же вопрос «А что нам за это будет». И соглашаются, только если они получают возможность прогулять лекции, получить дополнительную «пятёрку» или какие-либо призы, подарки. Вот и получается, что во всех мероприятиях участвуют одни и те же лица. Они и на концертах выступают, они и на конференциях доклады делают, они и в детский дом с благотворительной акцией едут…

И, к сожалению, эта ситуация сейчас очень распространена. Я в своей работе с этим сталкиваюсь и в школах, и в колледже, и в вузе. Да и на работе это замечал, наверное, каждый из нас.

Пару лет назад эта же проблема мотивации (и её отсутствия) у подростков и молодёжи серьёзно обсуждалась на одной международной конференции. Но решения ей пока не найдено.

Может, кто-то из вас, уважаемые посетители нашего сайта, сталкивался с подобной ситуации и нашёл какой-нибудь способ увлечь, побудить к действию, замотивировать... Поделитесь, пожалуйста.

А мы, в свою очередь, уже думаем о создании тренинга на эту тему. Насколько он был бы для вас актуален? Что бы вы хотели в нём увидеть?

P.S. Уже после того, как написала этот пост, открыла книгу Стивена Р.Кови «Мысли на каждый день по книге «Главное внимание главным вещам»». На странице «17 февраля» написано: «Ключом к мотивации является мотив».

Совпадение?!


Фото:

Чтобы комментировать, заполните Имя и Фамилию в профиле

Сергей Кучер
25.02.11 16:57
[B] Здравствуйте, Ася. Эта тема (мотивации и мобилизации масс) была подробно разложена во всякого рода методических указаниях и семинарах комсомольского актива, начиная где-то с уровня зам.секретаря райкома. К сожалению никакого конкретного документа у меня нет, может если поискать в Интернете...
Ася Камышева
25.02.11 17:53
Здравствуйте, Сергей!
За идею спасибо. Посмотрю, что можно найти.

Но, к сожалению, даже за те годы, что я сама работаю с подростками и молодёжью, я успела заметить, что проблема мотивации распространяется.

С одной стороны, сталкиваюсь с тем, что на тренингах, лекциях и семинарах и школьники, и студенты с трудом формулируют свои цели и желания. Часто вся мотивация ограничена получением удовольствия. Я знаю, это достаточно сильный мотив. И ни в коем случае его не отрицаю. Но, мне кажется, могут быть и другие. Например, даже студенты старших курсов на вопрос об их ожиданиях относительно занятий просят "рассказать что-нибудь интересненькое, весёлое", "поиграть во что-нибудь". И цель у многих из них - получение зачётов и экзаменов, а не получение знаний.

С другой стороны, проблема сужения сферы интересов проявляется уже у младших школьников, да и у дошкольников тоже.

Сейчас эта проблема снова обсуждается: образовательные учреждения обязаны расширять перечень платных услуг, а учителя жалуются, что сейчас даже на бесплатные занятия никто не ходит.