Стратегии выбора профессии. Как выбирают профессию подростки и молодёжь?

Сегодня случайно услышала, как бабушка разговаривает с внучкой, которая учится, в 7 классе. Они обсуждали разные профессии. Девочка говорила, что хочет стать дизайнером, географом или психологом. А бабушка рассказывала о разных профессиях, какие дисциплины нужно хорошо знать, чтобы поступить в институт и учиться. А также о том, насколько та или иная профессия перспективна.

Например, по её мнению, среди дизайнеров сейчас большая конкуренция, трудно достичь каких-то успехов. «А успех-то очень важен», – внушала она внучке. Но увлечение рисованием одобрила: «Для развития вкуса полезно, особенно женщинам».

Перспектив в профессии географа она увидела ещё меньше: «Стоит ли учиться в вузе, чтобы потом за копейки работать учителем географии?».

Ну, а психолог, по мнению бабушки, вообще не профессия: «Знание психологии, конечно, в жизни пригодится, но только как одно из образований. А для того, чтобы денег на жизнь заработать, нужно какое-нибудь другое…»

Тут мне очень хотелось вмешаться… Но я же психолог – поэтому сдержалась… Мифы о психологах, существующие в нашем обществе, – это вообще отдельная тема. Возможно, я когда-нибудь напишу по этому поводу пост, и поделюсь выводами, к которым мы пришли со студентами, обсуждая этот вопрос.


Но сегодня я хотела бы поговорить о профориентации. А именно, о профориентации школьников и студентов. Эта тема, с одной стороны, достаточно популярна, но с другой – о ней больше говорят, чем проводят.

Чаще всего профориентацию связывают с подростковым и юношеским возрастом, когда молодые люди выбирают профессию и поступают после школы в вузы и сузы. Гораздо реже говорят о профессиональном самоопределении, переквалификации или смене профессии в более зрелом возрасте. Эту тему мы уже поднимали на нашем сайте. Желающие могут прочитать о ней на форуме в разделе консультаций (консультация «Никогда не поздно переквалифицироваться»). Но, скорее всего, на эту тему я тоже напишу, т.к. она для меня очень важна, личностно значима. И мне очень хочется её обсудить с Вами.

Практика моей работы и просто общение со школьниками и студентами показывают, что очень немногие из них выбирают свою профессию осознано, имея достаточно информации о том, чем они будут заниматься, окончив учебное заведение.

Буквально единицы обращаются за помощью по вопросу выбора будущей профессии к профессионалам, психологам-профконсультантам.

Вообще с какими-либо формами работы по профориентации, профконсультированию сталкивается не более трети молодых людей. Большинство из них заполняет стандартный дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова, в результате которого определяется предпочтительный тип профессии: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знак» или «человек-художественный образ». Некоторые психологи в образовательных учреждениях не утруждают себя даже сообщением школьникам результатов тестирования – собирают бланки, пишут отчёты руководству о проведении профориентации, ставят «галочку» в плане и на этом успокаиваются. Те же, кто сообщает, редко объясняет ученикам, что означает полученные результаты. Ещё реже проводят регулярную комплексную работу, направленную на активизацию и осознание своих возможностей и желаний относительно выбора профессии и дальнейшего профессионального и личностного самоопределения.


Поэтому, как правило, школьники выбирают профессию следующим образом:

1.По совету родителей.

2.Ориентируясь на «престижность» и «оплачиваемость» профессии. При этом анализ востребованности профессии на рынке, реальный уровень зарплат не проводится. Именно так в нашей стране «наштамповали» большое количество юристов, экономистов. Несколько лет назад более 30 вузов только в Москве выпускали психологов. Как Вы думаете, сколько нас в Москве сейчас? И даже с учётом того, что многие не идут работать по специальности, конкуренция огромна. Хотя это и не меняет того факта, что высококлассного специалиста найти достаточно сложно. Большинство абитуриентов, поступающие на факультет психологии, планируют зарабатывать частной практикой, совсем не учитывая того факта, что в силу особенностей менталитета наши граждане в массе своей ещё не готовы обращаться к профессионалам за помощью, предпочитая заниматься самолечением и тела, и души. Но это опять же к теме мифов о психологах.

3.«За компанию» - поступают на одну специальность с друзьями, чтобы «учиться не скучно было», «можно списать» и «потусоваться с лучшим другом».

4.Выбирают место учёбы по признакам, не относящимся к специальности: конкурс и возможность поступить, месторасположение, расстояние от дома и удобство и т.п.

5.Некоторые выбирают профессию «от обратного» , исходя из того, чем они точно не хотят заниматься. Довольно часто среди студентов-психологов слышу такую аргументацию их выбора: «После школы не знала, куда пойти. Я – точно не технарь, физика, математика давались с трудом. А из гуманитарных выбрала психологию, т.к. она точно в жизни пригодится».

Результатом таких стратегий выбора профессии часто становится разочарование, отчисление из вузов или чувство раздражения на себя и окружающих за время, бесцельно потраченное на получение нелюбимой профессии.


А как выбирали профессию вы, уважаемые посетители нашего сайта? На что вы ориентировались? Довольны ли вы выбранной специальностью?


Ася Камышева

Фото:

Чтобы комментировать, заполните Имя и Фамилию в профиле