Мотивация студентов

Я уже писала о том, как меня пригласили провести тренинг «Постановка целей по схеме SMART» для членов студсовета одного из московских колледжей, и что из этого получилось (см. пост «Цели и мотивы»).

На днях получила ещё одно приглашение. Ожидалось, что я снова встречусь с теми же активистами и мы поговорим о том, как можно мотивировать людей. Я планировала рассказать им о модели ситуационного лидерства и обсудить, насколько, с их точки зрения, она может ими применяться для мотивации студентов. В качестве перспективы я рассматривала проведение для них полноценного тренинга «Ситуационное лидерство».

Но судьба и администрация распорядились иначе! Не предупредив меня, учитель, который организовывал тренинг, ввёл меня в класс с совершенно незнакомыми мне студентами, представил и ушёл. Естественно, проводить запланированное обсуждение было бессмысленно. Пришлось придумывать что-то экспромтом. В частности, у меня возникло желание проверить слова администрации и членов студсовета о мотивах студентов.

В ходе совместной работы мы вышли на обсуждение мотивов, являющихся действующими для студентов, с помощью которых можно побудить их к участию в мероприятиях колледжа, чего активно добивается руководство.

Результаты оказались следующими.

1) Большинство студентов готовы участвовать в мероприятиях (концертах, благотворительных акциях и т.п.) только при наличии материального поощрения. И тут уж фантазия участников была безгранична.

2) Для части студентов оказались важны оценки по различным дисциплинам. Но тут единого мнения среди ребят не оказалось: кому-то достаточно «пятёрки» и/ или возможности прогулять какую-то пару. А кто-то согласен что-то делать только после обещания успешной аттестации, сдачи зачёта / экзамена и т.п.

3) Для кого-то действенным оказался «административный ресурс»: если участие обязательно, то оно и не обсуждается – надо, значит, надо. А если не обязательно – то можно и отказаться.

4) Для некоторых важной оказалась компания. Если в мероприятии участвуют их друзья, то и они примут участие, хотя бы для того, чтобы «весело потусоваться».

5) Кто-то действует по ситуации: если предлагают поучаствовать в благотворительной акции, и ему действительно становится жалко детей из интерната – поедет, выступит, соберёт вещи. Если не интересно – участвовать не станет.

6) Но в группе оказалось некоторое количество студентов, которые принципиально не участвуют ни в каких мероприятиях: «А зачем? Мне этого не нужно? Я в колледж пришёл за дипломом. Всё остальное – без меня!».

Теперь, думаю, что может означать такие результаты? Коммерциализацию сознания нашей молодёжи, желание всё оценить в денежном эквиваленте, распространение подхода «ты мне – я тебе»? Желание получать оценки не за знания, а за что-нибудь другое: участие в мероприятиях, хорошую дисциплину и т.п.

И что с этим делать администрации, членам студсовета, преподавателям? Ведь, к сожалению, вопрос «а что мне за это будет» от студентов можно услышать не только в отношении участия в мероприятиях. Даже выполнение каких-либо творческих работ, написание рефератов, выступление с сообщением или докладом часто требует дополнительной мотивации или не выполняется вообще. Примером этому может служить наш конкурс «Нравственная дилемма преподавателя», который основан на реальной ситуации из практики преподавателя одного из московских вузов. В нём, в частности, также затронута тема нежелания студентов учиться.

Фото:

Чтобы комментировать, заполните Имя и Фамилию в профиле