Проблемы популярности e-learning

Создатели дистанционных курсов в ВУЗах и компаниях бодро рапортуют начальству о создании новых он-лайн тренингов, семинаров и т.д. и стараются умолчать о том, что в них особенно никто из студентов/сотрудников не заинтересован. Активно учатся только 5-10 процентов, а остальные - если только их «заставят» угрозой лишения бонуса или получения «неуда». Почему же так происходит?

В основе интереса к дистанционному обучению лежат те же самые мотивы, что и традиционного – подражательство, желание решить свои проблемы и познавательный интерес или, проще говоря, любопытство. Разберемся с каждым из них, чтобы понять, насколько они удовлетворяются он-лайн обучением.

Желание подражать успешным людям – естественное инстинктивное поведение. И если значимый для нас человек положительно отозвался о дистанционном обучении, то мы тоже захотим его пройти. Дистанционное обучение здесь проигрывает, потому что оно не слишком понятно и пока не стало модным. Решение этой проблемы в том, что должны развиваться разные формы e-leaning, оно должно стать «прозрачным», чтобы люди понимали, за что они платят и, конечно, его нужно рекламировать. Представьте, как наш президент говорит – «Прошел недавно курс дистанционного обучения по борьбе с коррупцией на своем новом ipad, который оказался очень полезным». Все!!! Популярность обеспечена – все СМИ в течение 2-3 дней будут только об этом и говорить. Еще пара таких информационных поводов от руководителей государства и известных артистов – новый масс-медиа тренд обеспечен. Интереса к e-learning будет не меньше чем к традиционным тренингам в начале 90-х прошлого века. Но это только фантазии, и процесс популяризации дистанционного обучения будет идти медленно.

Решение своих проблем – самый главный мотив, который бы могло удовлетворить он-лайн обучение. Потребители хотят увеличения персональной стоимости на рынке труда, повышения эффективности, освоения необходимых навыков и так далее. И все это нужно быстро и не вставая с любимого кресла. Казалось бы, дистанционное обучение идеально способно удовлетворить такую потребность, но есть несколько серьезных проблем:

  • Люди не понимают (не представляют), как можно учиться за компьютером. Когда человек задумывается о том, где получить образование, он в первую очередь представляет себе ВУЗ, потом какой-нибудь семинар/тренинг или идет в книжный магазин. И если слово ipad из уст президента не вызовет никаких вопросов, то «дистанционное обучение» заставит многих задуматься о его значении. Пока большинство людей не рассматривает E-learning как вариант получения знаний и навыков. Конечно, это дело времени, ВУЗы и предприятия все активней внедряют его у себя, так что лет через 10 оно станет привычным, но до этого еще надо дожить.
  • Дистанционное обучение скучное. Это связанно с ограничением формата представления информации создателями курсов. Ими стали традиционные педагоги, которые считают, что лекции можно разместить на портале института, добавить домашних заданий и это и будет e-learning. Другие проводят вебинары, мало отличимые от семинаров, но гордо именуют себя тьюторами. Такое впечатление, что не новые технологии пришли в дом, а старые методы обучения используют новые технологии. Да, дистанционное обучение имеет массу ограничений, однако, одновременно и дает массу возможностей. Задания можно делать интерактивными, демонстрировать любые дополнительные материалы – без дополнительных затрат. Просто многие адепты e-leaning забыли, что все новое не отменяет старого умения делать интересные материалы. К сожалению, педагогов, читающих интересные лекции – единицы и они как-то не увлечены дистанционными методами преподавания. Наверное, потому они без этого интересны студентам или сотрудникам.
  • Познание окружающего мира – ведущий мотив развития. Нам в детстве нравится делать открытия, изучать окружающую обстановку, экспериментировать. Однако социальная среда методично убивает желание познавать мир – родители запрещают совать пальцы в розетку, в нос и ухо соседу. Детям огораживают площадку забором, а на ней расположены унылые стандартные горки, перекладинки и качели.

    Некоторые, конечно, поощряют в детях любопытство, но, в основном, оно только раздражает. У бедных мам и пап своих дел по горло, им бы одеть и обуть дитя, а воспитывать будут в школе. Но и тут облом, все становится еще хуже. Школа, где нас заставляют учить только то, что предлагает школьная программа. Педагоги вынуждены гнать школьников по программе, потому шаг вправо или влево от программы - фактически саботаж. Поэтому у школьников и нет времени на спонтанную познавательную активность. Учителя как бы говорят – изучай то, что дают, зарабатывай на хорошие оценки и будешь счастлив. Школа буквально убивает познавательную активность в людях. Если 10 лет тюрьмы призваны перековать заматерелых убийц в «человеколюбцев», то представьте себе, как меняет сознание 11 лет школы. Любое жесткое и планомерное обучение развивает отсутствие самодисциплины. Учащимся не надо думать о том, что ты ответственен за свой проект – потому что у тебя его нет. Есть только уроки/лекции, где тебе дают знания, которые ты должен запомнить и повторить на экзамене. В дистанционном обучении педагог далеко, никто не давит и не следит – это такой соблазн для силы воли…

    Конечно, я изложил свой субъективный взгляд на вещи. Однако, думаю что многие со мной согласятся, что портрет правильного слушателя дистанционного обучения будет примерно такой - активный, любопытный, стремящийся к развитию и дисциплинированный. В тоже время таких всего 5-10 процентов, а что будем делать с остальными 90?

    Фото:

    Чтобы комментировать, заполните Имя и Фамилию в профиле