Манипуляция сознанием в презентациях и не только

Я часто провожу тренинги по созданию презентаций, поэтому и меня приглашают на различные корпоративные выступления для обратной связи или общей оценки подготовленности сотрудников. Последнее время приходится наблюдать, как многие пытаются манипулировать сознанием в слайдах, причем надо заметить, достаточно умело. Тема искажения реальности для меня не нова, еще студентом я интересовался ей, если кто захочет, может «погуглить» мои статьи - «Манипуляция людьми — что это такое» и «Реклама - пудреница для мозгов». Сейчас я попробую рассмотреть, как манипулируют восприятием в презентациях. Очень многие методы перекликаются с книгой Чалдини «Психология лжи» - видимо авторы сознательно или неосознанно использовали информацию оттуда.

Использование оптических иллюзий

Посмотрите на этот слайд. Отдел маркетинга отчитывается о своем новом бренде. Отчетливо видно, что все супер, идет безостановочный рост. Однако, почему же они норовят «по-быстрому» перейти к следующему слайду? Все просто: рост есть, но настолько незначительный, что и говорить то не о чем. Ежеквартальный прирост продаж не превышает 1-го процента! Поэтому маркетологи не поместили ни одной цифры, а для создания видимости успешности бренда использовали оптическую иллюзию. Взгляд скользит по сходящимся линиям и мешает восприятию того, что «столбики» диаграммы практически одинаковые по размеру. Убедитесь в этом сами, измерив их линейкой. Вообще, использование иллюзий последнее время как-то участилось.

Смещение акцентов

Обыкновенный слайд, подготовленный дирекцией по охране труда, крупного агрохолдинга. Сотрудники этой дирекции никак не могли справиться с возрастанием числа травм. Поэтому они решили аккуратно списать с себя вину и указали в качестве причины употребление semina helianthus во время работы (semina helianthus это мое исправление, означающее на латыни «семечки подсолнуха», а в реальности они взяли еще более незначительный повод). В данном случае сотрудники по охране труда использовали смещение акцентов. Факт получения травм, смешивался с фактом употребления семечек, хотя в реальности они не взаимосвязаны.

Игры с процентами

Это любимое развлечение маркетологов. За час вечернего телевизионного эфира, хоть раз да попадется реклама, с использованием игр с процентами. «Если что-то работает, то почему бы не взять это на вооружение», - видимо так рассуждали сотрудники компании «Бутик – Аптека»

Не так уж важно, что означает speciosam puella, нам важна цифра 70%. Откуда она взялась? А вот это никому не известно. О Stultus Consulting вы вряд ли слышали, но название вроде солидное. Но и это не главное. Суть игры с процентами заключается в том, что за этой цифрой может скрываться совершенно ничтожное число мужчин, подтвердивших влияние на потенцию. 70 процентов это может быть 7 человек из 10, которых собрали на исследование и попросили ответить на несколько вопросов. Никаких полноценных исследований за этими процентами не стоит, хотя и производит солидное впечатление. Когда заместитель генерального запросил данные по исследованиям, то разразился большой скандал, потому что представить вменяемого обоснования сотрудники не смогли.

Иллюзия масштабности

Продажники компании «Андромеда +» работают на 100 процентов, они сумели «впарить» свой препарат уже нескольким крупным компаниям. Фактически они продают обычные витамины. Их презентация состоит из массы слайдов, при просмотре которых возникает ощущение, что если немедленно не купишь препарат, то завтра же умрешь. Давайте взглянем на числа. 300 000 человек заболевших, это реально много, но вот в каком масштабе? На самом деле они «забыли» указать, что это число заболевших на всей планете, а это фактически ничтожно мало. Здесь дело даже не в обмане, а в том, что большие числа с множеством нулей производят на сознание сильное впечатление, создают иллюзию масштабности.

Утаивание важных фактов

Этот слайд я увидел на презентации HR отдела крупной производственной компании. Они хотели для всех сотрудников сделать бесплатным посещение фитнес клубов. Благое дело, но достаточно затратное для компании, почти полтора миллиона в год. Но гениальные сотрудники отдела персонала нашли выход, ведь согласно статистике ВОЗ, люди, занимающиеся спортом, меньше болеют, а значит можно получить не слабую экономию на больничных. В тоже время, есть один очень важный факт, который бы начисто испортил все выгоды. Если всем сотрудникам 100% оплачивать занятия спортом, ходить на них будет около 19%. Сами понимаете, если бы было так, как хотели показать работники HR, то во всех бы компаниях фитнес был бы обязательной социальной льготой.

Последний слайд или как объяснить растрату


Эта презентация была отчетом одной строительной конторы. Они использовали прием смещения акцентов. Просто забавен сам подход в оправдании своих растрат на строительство. Завышенную в несколько раз стоимость объектов они оправдывали повышенной прочностью объектов. Хотя данный параметр должен был находиться в пределах строительных норм и не обладать свехвозможностями. Добивались они этого введением очень важного компонента со сложным научным названием, который, как оказалось, ни на что особо не влиял. По моему личному мнению, в этом слайде есть даже некая красота манипуляции. Потому что смотреть на презентации государственных компаний в их попытках оправдать растраты госсредств без слез невозможно и с точки зрения манипуляций выглядит как попытка прикрыть срам фиговым листом.

Пока писал эту статью, даже поймал себя на мысли, что манипуляции в презентациях, это даже красиво и очень интересно. Вроде все правда, но, если задуматься, за каждой фразой находится огромный пласт нераскрытой информации, интриг и тайн.

Все числа, даты, названия компаний и бренды – изменены.

Фото:

Чтобы комментировать, заполните Имя и Фамилию в профиле

Mari
12.05.11 0:38
Прикольно! Мне как раз завтра презентовать результаты моих исследований руководству. Статья натолкнула на несколько хороших идей!!! Как-то совсем не задумывалась о важности акцента на визуализируемую информацию. Основной акцент всегда делала на аргументацию и комментарии, а ведь 70% людей (по-моему) визуалы 8)