Размышления о современном образовании

В последние годы наблюдается тенденция снижения интереса к учебе, как у школьников, так и у студентов. И если у студентов есть хоть какая-то мотивация получить диплом, то интерес к учебе у школьников вызвать становится все сложнее и сложнее. На какие только ухищрения не идут учителя и родители, чтобы заставить учеников хоть как-то учиться: и платят зарплату, и собирают бонусы, и играют в игры… Но что это меняет? И дело не только в том, что «поколение сейчас такое». Конечно, проще сказать, что молодежь плохая, но, если разобраться, то может оказаться, что вся система образования устаревшая и обветшавшая. Она просто не соответствует интересам и потребностям молодого поколения.

Современная модель образования зародилась в период расцвета промышленной революции. В ее основу легла стандартизация, которая абсолютно не учитывает индивидуальность каждого ребенка, его способности и биоритмы, которые, как известно, у всех разные. Сейчас все дети сортируются по дате производства и все они должны подчиняться жесткому графику – «от звонка до звонка». При этом всех загоняют в жесткие рамки образовательной программы.

Кто-то возразит, сейчас в школах работают психологи, которые работают с личностью ребенка, что позволяет ребенку развивать качества и способности, которые свойственны ему… Но давайте будем честны, а что меняется? Тесты тоже очень усредненные. Профильные классы позволяют развивать способности детей к естественным или гуманитарным наукам, но это не развивает ребенка, а наоборот ограничивает его возможности.

В теории это выглядит привлекательно, но на практике приводит к деградации изначально талантливых и умных детей. И интерес к обучению в школе падает только потому, что дети чувствуют и осознают, что школа «тормозит» их развитие. Они прямо говорят, что им не интересно и скучно в школе. И это объяснимо, ведь образовательная программа негибкая, статичная не учитывает тенденций развития современной науки и техники, социальных процессов и жизненных потребностей.

Общеобразовательная школа, создававшаяся в IX – начале XX века, ставила цель повысить всеобщую грамотность населения: научить читать, писать, считать, т.к. этого требовало развитие научно-технического прогресса и общества. Сейчас 2011 год. Мы пришли к тому, что к семи годам, т.е. к поступлению в школу, дети уже умеют читать и считать. Чем же они занимаются в течение 10-11 лет в школе? За 2 года они совершенствуют владение навыками чтения, письма и счета, а потом тратят время на пустую теорию, которая в 80 % не нужна по жизни. В 16-18 лет юноши и девушки выходят из общеобразовательной школы как слепые котята, абсолютно не готовые ко взрослой жизни в динамичном, постоянно меняющемся мире. Методом проб и ошибок они в течение 10 лет набираются жизненного опыта и только потом с помощью самообразования, дистанционного обучения, курсов и тренингов начинают действовать целенаправленно.

Те же, кто пошел вслепую получать высшее образование (под давлением родителей или руководствуясь личной фантазией) получают в течение пяти лет специальность (зачастую мало связанную с потребностями рынка труда), выходят из вуза с дипломом, гордые за себя… И лишь спустя некоторое время осознают, что высшее образование – это не пропуск в жизнь, а лишь «корочка», которая в конечном итоге мало помогает в получении высокооплачиваемой работы. Более того, полученное высшее образование давало теорию, малосвязанную с профессиональными навыками, которых требуют от специалиста. В результате, после пяти лет высшего образования нужно все начинать с нуля. В чем же смысл такого образования, которое ничего не дает для жизни? Теория это хорошо, важно и нужно, но нельзя же теоретизировать все.

Напрашивается вывод, что необходимо менять всю систему образования коренным образом, не прикрываясь лозунгами и декларированием отдельных принципов. Это требование выдвигает сама жизнь. Несомненно, изменить всю систему, строившуюся десятилетиями – и сложно, и страшно. Необходима продуманная концепция, учитывающая лучший опыт и требования предшественников, инновационных технологий, дистанционного обучения, тренингов и курсов. Необходимо подготовить общество к тому, что каждый сам должен работать над своим профессионализмом. При этом все равно должна быть общеобразовательная программа, позволяющая выйти из школы молодому человеку готовым к жизни, житейски подкованным, ориентирующимся в тенденциях развития современного общества. Надо привлекать не только педагогов, но и практиков – успешных бизнесменов, мастеров своего дела, ремесленников. Мастер-классы и тренинги по отдельным дисциплинам должны быть основой системы образования. Дистанционное же обучение может стать стимулом для профессионального роста. Таким образом, каждый человек, в условиях здоровой конкуренции, будет стремиться к повышению своего профессионализма. И уже не нужны будут ярлыки-звания вроде «магистр», «профессор», «кандидат наук» и т.д. Те, кто действительно будет хотеть заниматься наукой, будут ею занимать не ради звания, а ради конечного результата.

Еще одна проблема современного образования – это стремление к подавлению эмоционально восприятия мира. Ведь мало кого интересует, что интересует школьника на самом деле, что ему действительно интересно. А ведь если это узнать, то эффективность обучения можно повысить в разы. Если человек ощущает себя здесь и сейчас, когда его чувства работают на пределе возможностей, и он испытывает подлинный интерес от изучаемых предметов, от погружения в настоящее, от самой жизни, то и отношение к изучаемому будет другим. Таким образом, ребенок будет развивать свои творческие способности, учиться их применять на практике, тренировать гибкость ума.

В связи с вышесказанным, мы касаемся еще одной проблемы – развития дивергентного мышления. Его суть заключается в способности увидеть как можно большее количество решений одной задачи, в значительном числе интерпретаций одного вопроса. Задавая уточняющие вопросы, используя фантазию и нестандартные решения поставленной задачи, человек развивает свое дивергентное мышление. Если такие тренировки ввести в школе и вузе, то уровень профессионализма специалистов заметно возрастет.

К сожалению, в методике преподавания хоть и есть элементы развития дивергентного мышления, но им отводится лишь незначительная часть урока. Это также наталкивает на мысль об изменении не только программы, но и распорядка. Возможно, даже необходимо отказаться от формы урока, а заменить ее чем-то вроде мастер-классов. Перерывы должны быть тогда, когда в этом есть потребность, а не по звонку.

Мы должны переосмыслить принципы образования наших детей и разработать новую систему образования, учитывающую потребности и особенности наших детей, не подавлять «вундеркиндов», подгоняя их под средний уровень, а открывать «вундеркиндов» во вчерашних двоечниках. Только так наше общество сможет подняться на ступеньку выше.

Наши дети мудрее нас и умнее. Так может быть обратиться к ним с вопросом, каким должно быть образование будущего?

Фото:

Чтобы комментировать, заполните Имя и Фамилию в профиле