Регистрация /

Зона комфорта – счастье или система манипуляции сознанием?

Версия для печати

Зона комфорта - что это? Может, некое жизненное пространство, либо  совокупность старых привычек, мешающих развитию. Однако в основе лежит один простой мотив, который заставляет нас не тратить энергию «попусту». Он «шепчет» нам: не ходи туда, не делай этого,  это не так уж и нужно, это сложно, это потребует дополнительных усилий. Часто люди даже не осознают, не чувствуют его проявления. Однако есть те, кто активно его использует для своих целей - маркетологи и бизнесмены. Они манипулируют сознанием, чтобы добиться своих целей, и в основе такого влияния лежит бессознательное желание человека находиться в зоне комфорта.

Зона комфорта – счастье или система манипуляции сознанием?

Зона комфорта – это аспект нашей мотивации, который направляет наше поведение на сохранение ощущения комфорта и спокойствия. В жизни такое поведение проявляется в отсутствии конкретных действий, но при этом часто сопровождается разговорами:  «надо бы это сделать», «вот сейчас настанет что-то, и я начну», «пока нет возможности» и много других оправданий. Вы наверняка слышали: 
  
- Мне надо бы выучить английский язык, но у меня такая плохая память…; 
- Да, это работа меня достала, но другой-то нет…; 
- Она мне уже надоела, но у нас же дети…; 
- Я хочу замуж, но со мной никто не знакомится….

Феномен зоны комфорта определен еще и биологическими факторами: каждый живой организм хочет находиться в состоянии баланса, чтобы удовлетворять свои потребности в пище, воде, сне и размножении, затрачивая минимум усилий. Если эти потребности в той или иной форме удовлетворены, мы попадаем в зону комфорта и не хотим из нее выходить. Ширина и содержание этой зоны у каждого свои. Например, мужчина живет до 45 лет с матерью на ее же пенсию, и это его устраивает. А женщина, обладающая талантом к рисованию, проводит всю жизнь бухгалтером, потому что еще не известно, возьмут ее в художественное училище или нет. Она не хочет выходить из зоны комфорта. 

Психологи различают две условных зоны, из которых состоит окружающий мир. Первая, окружающая нас, зона комфорта – это привычный круг друзей, дел, событий вокруг нас. Вторая - зона возможностей - это то, что достижимо, но не определено или требует применения значительных усилий и времени. За новые дела всегда нелегко браться, так как это приводит к нарушению первой описанной зоны комфорта, но при этом не гарантирует положительный результат. Словесные объяснения, примеры, которых были приведены выше, используются с целью снять мотивационное напряжение, сохранить свою самооценку. 

К изменениям, вызванным активным поведением или другими факторами, нужно привыкать, для этого необходимо время. Не все хотят жить в это время вне зоны комфорта. Не хотят настолько, что даже себе порой не признаются в истинных причинах своего нежелания что-то менять. Например, менеджер отказывается стать начальником отдела, потому что это связано с высокой долей ответственности, которую он не хочет брать на себя. Или женщина, которая остается с мужем алкоголиком, потому что ей так привычней, у нее все есть, она объясняет, что «ну пьет он, я его вылечу». А о том, что лечение продолжается уже десять лет, и ее жизнь вертится только вокруг работы и мужа, она не думает. О безрадостных перспективах жизни она тоже старается не думать. Еще один пример, менее экстремальный, - мотивация на обучение. Вспомните себя в студенческие годы: чем ближе экзамен, тем выше ваш мотив на обучение. Это из-за того, что мы хотим оставаться в зоне комфорта, и когда опасность приближается настолько, что создается реальная угроза из нее выйти, наша мотивация возрастает. 

Человек, который находится в зоне комфорта и лишь под влиянием собственного желания выходит из нее, чувствует себя счастливым. Потому что он, сохраняя свою внутреннюю стабильность, получает новые впечатления и эмоции, которых ему не хватало на старом месте. Это подтверждается исследованиями: самые счастливые люди живут в странах с развитой экономикой и развитыми социальными программами. Например, в Дании, Финляндии, Норвегии и Голландии. 

Постоянное нахождение в зоне тревоги приводит к выгоранию. Невозможно тревожится 24 часа в сутки - организм начинает борьбу, выделяет гормоны, чтобы активизировать все ресурсы, сконцентрировать внимание. Но это не проходит даром: органы в результате этого изнашиваются намного быстрей. Итог – ранняя смерть от того, что отказало сердце или другой орган. 

Долговременное пребывание в зоне комфорта не менее губительно, хотя и не так разрушительно для организма. Человек как бы застывает в «коконе» из привычек, которые не меняются. Каждый год оболочка становится все толще, все сложнее из нее выйти. Люди говорят, что их жизнь однообразна и скучна, но ничего не делают, чтобы это изменить. Иногда они уже не в силах разорвать стенки «кокона», который сами же и создали. Резкое изменение окружающей ситуации вызывает сильнейший стресс у таких людей, и очень часто они не могут приспособится и погибают, иногда духовно, иногда физически. 

Игры с использованием зоны комфорта – основа продаж и успешной мотивации в бизнесе. Специалисты изощренно играют на вашем желании сохранить внутреннее ощущение стабильности или достичь новых высот, которые дадут новую, улучшенную форму зоны комфорта. 

Вы покупаете себе чудесный новый телефон, а уже через полгода он становится морально устаревшим. Маркетологи специально выводят новую модель через полгода или год, чтобы вывести вас из зоны комфорта, чтобы вы захотели в нее попасть снова. Вы должны думать, что у вас отличный телефон, который нужен именно вам для жизни. Бритва с двумя лезвиями бреет не хуже, чем с тремя или десятью. 

Сложнее «игры» в бизнесе при создании систем мотивации для сотрудников. Вы приходите на работу, и перед вами расстилается вид на карьерную лестницу, где каждая следующая ступенька будет давать вам больше комфорта, чем предыдущая. Молодые сотрудники с радостью начинают по ней бежать, задыхаясь, толкаясь локтями и подставляя подножки. Им все время показывают: «Вот смотри, есть это, это и это, что ты еще не достиг, ты можешь еще!». Часто новые амбициозные цели маскируются словами: «Ну это же challenge!» (challenge – от англ. вызов). «Давай, это же классно, сделай это! Ты сможешь, я в тебя верю!» При этом важно, чтобы люди не находились в зоне комфорта, но в зону тревоги тоже не попадали, а все время были  на границе. Сотрудники, которые перегорели, никому не нужны, а находящиеся в зоне комфорта, малоэффективны. 

Мы не призываем игнорировать системы мотивации или публично линчевать маркетологов. Эта статья лишь повод задуматься о себе:  где каждый из нас находиться, чего каждому из нас хочется. Жить, завернувшись в теплый и уютный, но тесный и душный «кокон», или парить над землей на крыльях желаний, используя по максимуму любую возможность. А быть может, вам нужна лишь тихая гавань и возможность творить. Чувствуете ли вы себя счастливым? Нет? Тогда ищите свой выход из зоны комфорта.

ИВК и Константин Новиков


Последние отзывы (0)