Регистрация /

«Я спросил у ясеня», или Какие вопросы нужно задавать на собеседовании

Версия для печати

Есть такая реклама молока, когда человек пытается открыть пакет снизу, переворачивает его, а там написано: «Не то чтобы мы рассказывали, как вам жить или что-то в таком духе, нам просто кажется, что будет легче, если вы откроете пакет правильно». Вот и с собеседованием — та же штука. Его можно проходить как угодно, можно играть в партизана (отвечать на вопросы скупо и неохотно), можно играть в оратора и поразить всех своим красноречием, можно выбрать любой образ от рубахи-парня до светского льва — и в нем выступать перед работодателем. Но лучше всего проходят собеседования, построенные как диалоги.

«Я спросил у ясеня», или Какие вопросы нужно задавать на собеседовании

Казалось бы — при чем здесь диалоги? Вас спрашивают — вы отвечаете, в разве этого недостаточно? Нет, недостаточно. Уверенный в себе кандидат должен уметь не только давать ответы, но и ставить вопросы. И это — крайне важное умение, поскольку здесь учитывается все: и то, что вы спрашиваете, и то, как и в какой последовательности. Работодатели исходят из той простой истины, что у человека, желающего занять вакансию своей мечты, просто не может не быть вопросов. Наверняка ему интересно, как будут обстоять дела с его новой работой. Почему же он тогда ничего не спрашивает? Боится? Не хочет? Не умеет ставить вопросы в необычной для себя ситуации? В общем, с этим пунктом понятно. Переходим к следующему.

Что именно спрашивать?

Прежде всего, о функционале. Допустим, вы будущий арт-менеджер. Но ведь ясно, что взгляды на эту чудесную профессию у каждого директора свои. Сейчас вообще кого угодно можно назвать как угодно. Уборщица может носить титул специалиста по клинингу, а руководитель художественной части в театре условно именоваться «завхозом». Вопрос о должностных обязанностях и их видении руководством — самый важный для вас вопрос или даже несколько вопросов: уточняйте, сравнивайте с предыдущим опытом, делайте выводы. Такие вопросы никогда не бывают лишними, они лишь подчеркивают вашу заинтересованность.

Также полезно поинтересоваться целями проекта, дирекции, компании. Грубо говоря — на что вы подписываетесь? Чего хотят добиться люди, которые принимают вас на работу? Как они видят ваше совместное светлое будущее и чего ждут от вас? Здесь у вас появится возможность сравнить цели компании со своими собственными. Насколько они совпадают?

Еще один хороший вопрос — с кем придется работать? Что за команда вас ожидает? Какие требования они будут предъявлять к вам? Здесь же можно спросить, почему возникла вакансия. Что они сделали с предыдущим специалистом? Съели? Уволили? Он не подошел по каким-то критериям? А может быть, никого не ели, а просто появилась необходимость расширения штата? Ответы помогут вам скорректировать собственную тактику и стратегию.

Советуем поинтересоваться внутренним распорядком компании. Имеется в виду не только рабочее расписание, но графики отпусков, сверхурочные работы, дни выплаты честно заработанных денег, порядок этих выплат — в общем, все, что подчинено календарному ходу.

Конечно, вопросы не должны сыпаться на рекрутера или прямого работодателя из рога изобилия. Важно помнить, что вы не журналист, а человек, пытающийся найти работу своей мечты. В ваших словах должна звучать искренняя заинтересованность и мгновенная реакция на те моменты, которые представляются спорными. Скажем, рабочий день начинается раньше обычного — а вы знаете о себе, что никогда, никогда не будете приезжать в офис на другом конце города к семи утра. Не говорите «нет, меня это не устраивает» — для категоричных заявлений нужно правильно подобрать момент, задайте уточняющий вопрос: насколько это строго? Есть ли другие варианты распределения рабочего времени? Какой из них подойдет лично вам?

Ваши вопросы вполне могут быть наивными — вы же новичок, так пользуйтесь этим правом. Спросите, почему все устроено так, а не иначе. Если компания, решившая вас нанять, присутствует на рынке давно, задайте вопрос о ее истории, поинтересуйтесь, какие традиции в ней существуют.

Довольно часто представители больших фирм задают вопрос: «Что вы знаете о нашей компании?» Даже если вы ничего не успели прочитать, найдите, за что похвалить компанию, а затем задайте уместный вопрос с формулировкой «а еще я хотел бы узнать»…

Одним словом, покажите себя человеком, которому не все равно, куда он пришел, чем собирается заниматься и как видит свою дальнейшую жизнь. Уверены, что ваша энергия и позитивный настрой не останутся незамеченными. Хорошей работы!

Дмитрий Ковригин

Вопросы на собеседовании

Собеседование должно быть успешным. Дрожь в коленках, ком в горле, сложные вопросы теперь в прошлом! Онлайн-тренинг «Как пройти собеседование?» — для тех, кто больше не хочет слышать отказы при поиске работы! Успешно пройти собеседование может каждый! Подробнее.


Другие статьи по теме:

Личные вопросы на собеседовании: молчать (,) нельзя (,) ответить

5 заповедей успешного трудоустройства

Испытание «на прочность»

Расскажите что-нибудь о себе..., или Биографическое интервью

Как страница в соцсетях может отпугнуть работодателя, или О чем стоит позаботиться при поиске работы?

Почему крышки люков круглые и сколько настройщиков пианино в мире, или Так ли нужны головоломки на собеседованиях?

Ищут ли работодатели «универсальных солдат», или Что писать в «личных качествах» при составлении резюме?


Последние отзывы (0)