Регистрация /

Коучинг – современная бизнес психотерапия?

Версия для печати

В цикле нескольких статей, мы расскажем, что такое коучинг и попробуем разобраться, кому и зачем он нужен, как часто следует его «принимать» и возможна ли передозировка.


Коучинг – современная бизнес психотерапия?

Понятие "коучинг" появилось в западной науке около 30 лет назад. Первоначально coacher (коуч) относилось исключительно к области спорта и было эквивалентно понятию тренер. В дальнейшем, с развитием теоретической базы, и с расширением сферы применения, термин стал распространяться на значительно большее количество областей.

Есть несколько основных определений термина коучинг:

- Коучинг в переводе с английского языка означает "тренировать, заниматься репетиторством", а в работе организации представляет собой непрерывный процесс общения менеджера и служащего (консультанта и бизнесмена), способствующий успешной деятельности компании.

- Коучинг. В английском варианте слову Coaching можно сопоставить Co- achieving - содостижение, содействие.

- Отдаленно коучинг напоминает наставничество, широко пропагандировавшееся в советские времена, однако, его отличие в том, что ученик - не подчиненный, а руководитель – не наставник, а друг.

- "Коучер" - инструктор, тренер. В старом английском понимании "коуч" - это определенный вид экипажа. Коучинг, поэтому, - это способ "доставлять человека оттуда, где он есть, туда, где он хочет быть". Теперь хоть ясно, откуда в русском языке взялось слово "кучер".

Все эти определения стараются подчеркнуть особенности процесса коучинга, а именно, направленность на достижение высоких результатов, помощь со стороны коуча, результат достигается через процесс общения, причем общение дружеское. На мой взгляд, за пределами этого определения осталось одно, весьма значимое свойство коучинга (вернее, оно есть в определении, но, как правило, не замечается читающими). Коуч не учит своего клиента, как делать ..., он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее удобный (удачный, целесообразный, приемлемый) способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели (принцип самостоятельности клиента). Если речь идет о корпоративном коучинге, то задачей внутреннего коуча является первоначально прояснение индивидуальных целей клиента, выяснение условий их совпадения с целями организации (через осознание) и возможности достижения собственных целей при условии работы в данной организации.

>В процедуре коучинга гармонично сочетаются два принципа: принцип осознанности и принцип ответственности (выбор). В случае, когда человек действует в соответствии с принципами коучинга, он свободен. Свобода появляется именно тогда, когда человек полностью осознал свои желания и стремления; выяснил, где, в каком месте он находится на пути к осуществлению выбранной им цели; наметил пути, с помощью которых он может эту цель достичь; выбрал из всего многообразия намеченных путей свой единственный и с стал действовать, в соответствии с выработанным им планом, для достижения конкретного результата.

Нечто подобное коучингу, предложил еще Сократ. Он сделал в своей практике диалог основным методом нахождения истины. Сократ отказывался от претензий на обладание позитивным знанием, считал себя не учителем мудрости, а всего лишь человеком, способным побуждать в других стремление к истине. Предлагаемый им метод называется майевтика или маевтика (повивальное искусство), и в основе его лежит искусство задавания вопросов, с помощью которых собеседник побуждается находить истину.


Основные этапы коучинга.

0 - нулевой этап или этап установления отношений и заключения договора на осуществление коучинга. Этап очень важный - поскольку предполагает проведение настроя на работу, создание атмосферы доверия и сотрудничества между коучем и клиентом, без которой прохождение всех остальных этапов становится пустой формальностью и не дает достижения результата. Длительность нулевого этапа может достигать 2-3 встреч. Результат нулевого этапа - установление доверия между коучем и клиентом.

1 этап - этап постановки цели. Задача данного этапа - помочь человеку прояснить свою цель. Необходимо сделать так, чтобы человек хорошо "прорисовал" свою цель, сделал ее ясной, ощутимой, желанной. На этом этапе очень важна детализация. Клиент напоминает художника, который с помощью отдельных мазков (в ответ на вопросы коуча) рисует целостную картину своей цели. Важность этого этапа также очевидна, поскольку только ясное видение цели может мотивировать клиента на дальнейшую плодотворную работу. Длительность прорисовки цели также может колебаться от одной до нескольких встреч. Результат первого этапа - наличие прописанной мотивирующей цели.

2 этап - этап исследования реальности. На этом этапе клиент выясняет, чем он обладает для достижения цели и чего ему не хватает для того, чтобы цель была достигнута. Иногда, в процессе проработки реальности возникают промежуточные цели, которые, как понимает клиент, ему необходимо достичь для того, чтобы была достигнута основная цель. Классическая схема исследования реальности предполагает исследование пяти ее аспектов: материального, идеологического, эмоционального, интеллектуального и аспекта планирования. Последовательность исследования этих полюсов произвольна и определяется логикой и желаниями клиента. Результат прохождения второго этапа - осознание клиентом существующей реальности.

3 этап - этап выбора. Целью этого этапа является не нахождение "правильного" ответа, а обоснование как можно большего числа альтернативных действий. Понятно, что генерация большого количества идей по поводу решения поставленной цели, причем иногда достаточно "сомнительных" требует большого доверия к коучу. Чем больше доверия, тем меньше работает внутренняя цензура и тем больше список возможностей. После того, как такой список будет "сгенерирован" необходимо рассмотреть достоинства и недостатки предложенных вариантов. Результатом третьего этапа будет являться выбор пути дальнейшего развития.

4 этап - этап воли. Целью этой заключительной фазы в последовательности коучинга является преобразование обсуждения в решение. Основной вопрос данной сессии "Что Вы предполагаете сделать?", за которым следуют уточняющие вопросы, для прояснения деталей, а также для составления плана действий. Результатом четвертого этапа будет являться сознательное, самостоятельное принятие клиентом конкретного плана действий, необходимых для достижения цели.

Это основные этапы прохождения коучинга. Время на прохождение всего процесса варьируется от клиента к клиенту и зависит как от особенностей клиента, так и от сложности поставленной задачи. Клиент может также попросить коуча о дополнительных, поддерживающих встречах, на которых будут обсуждаться особенности продвижения клиента к цели. И в этих встречах коуч придерживается тех же принципов, что и во время основных сессий.


Коучинг предполагает как индивидуальную работу с отдельными сотрудниками предприятий, так и групповую. В настоящее время в России предпочитают работать с топ менеджментом. В развитых европейских странах и США и Канаде круг лиц, индивидуально проходящих коучинг существенно шире. Групповой коучинг менее известен. Организационно групповой коучинг напоминает тренинговую группу, основанную на принципах коучинга, описанных ранее. В ряде случаев в организации используется не весь процесс коучинга, с последовательной отработкой отдельных этапов, а его основные элементы. В настоящее время в организации расширяется использование нового типа наставничества, позволяющего не просто передавать опекаемому сотруднику имеющиеся знания, но и создавать условия для становления сотрудника конкретной организации.

С системной точки зрения, организация сумеет выжить и преуспеть, если ее различные внутренние компоненты функционируют в согласии друг с другом и система как единое целое поддерживает связь со своим окружением. Для современных организаций это особенно актуально в связи с очень быстро протекающими изменениями в окружающем мире. Коучинг, с этой точки зрения, и наставничество, как «мини-коучинг», являются прекрасным инструментом для достижения этого согласия. А использование групповых коучинговых технологий для обучения будущих наставников перспективным педагогическим приемом.


Продолжение следует…


Последние отзывы (0)