Регистрация /

Дистанционное обучение и E-learning: прошлое и будущее

Версия для печати

Развитие дистанционного обучения преследует главную цель – сделать так, чтобы учащийся мог получить все необходимые ему знания и навыки полностью самостоятельно, без участия других людей. Это пока недостижимо, однако надо отметить, что в 20 и 21 веках осуществился значимый прорыв. Давайте рассмотрим короткую историческую ретроспективу развития дистанционного обучения (e-learning)

Дистанционное обучение и E-learning: прошлое и будущее

Первые шаги к дистанционному обучению: От древнейших времен до эпохи Возрождения…


Люди с давних пор пытались сделать обучение автоматизированным и независящим от наличия преподавателя рядом. Вероятно, создателями таких систем были самые нерадивые ученики, которые не любили своих педагогов. Первые попытки создания обучающих автоматов были предприняты еще во времена Возрождения. Но это были примитивные механизмы, которые скорее можно было рассматривать как иллюстративный материал.

От эпохи Возрождения до 19 века: методы дистанционного обучения


дистанционное обучение, elearningГлавным методом дистанционного обучения была переписка. Люди писали много и часто, матери учили дочерей, философы размышляли в письмах о государстве и писали королям. Самой известной перепиской, которая носила именно обучающий и воспитательный характер, была целая серия писем английского политика и философа Филипа Стенхопа Честерфилда, известная как «Письма к сыну». В этот же период издавались прообразы книжек-самоучителей, например, как благородным барышням нужно одеваться и наносить макияж.

В Европе в конце 18 века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце 19 века.

Развитие дистанционного обучения (e-learning) с XX века до нашего времени


Дистанционное обучение, elearningНачало двадцатого века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении нет. В то же время продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество вузов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз, появилась возможность наблюдать за процессами. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток – у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные «обучалки» появились на первых компьютерах в виде различных игр. Потом возникли и более сложные обучающие комплексы, вплоть до симуляторов реальности.

Интернет стал огромным прорывом, более значительным, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «онлайн» семинары (вебинары) для обучения.

Дистанционное обучение начинает интегрироваться с реальным обучением, в то же время очень часто наблюдается перекос в сторону одной или другой системы.

Несколько сотен фирм, в том числе и такие крупные, как Microsoft, разрабатывают программные продукты для обучения.

Однако нельзя не отметить и разочарования в системе дистанционного обучения. Бюджеты компаний в 2004-2006 на закупку e-learning курсов резко снизились. Дальнейшее повышение расходов произошло за счет выхода на рынок новых покупателей. Причиной спада было осознание низкой эффективности дистанционного обучения по целому ряду параметров, таких как отсутствие мотивации, неэффективность в развитии вербальных навыков и так далее.

Будущее дистанционного обучения (e-learning)


дистанционное обучение (e-learning)Не будем далеко заглядывать и ждать, пока появится искусственный интеллект и возможность закачивать в мозг навыки вождения вертолета с флешки. Ограничимся периодом в ближайшие десять лет. 

Дистанционное обучение продолжит интеграцию с реальным, и они придут в соотношение баланса друг с другом. Скорее всего, для E-learning будет отдана ниша теоретических материалов, а преподаватель будет использовать диалоговые и «проблемные» формы обучения, которые в большей степени позволяют развить мышление, чем конспектирование лекций. Также время с преподавателем может быть использовано для отработки практических навыков.

Появление различных сенсоров движения и давления, как в приставке Wii Nintendo, даёт возможность развивать множество двигательных навыков.  Появления доступных сенсоров для программирования можно ожидать в течение двух-трех лет. Постепенно данная система выйдет и к созданию полной виртуальной реальности. Уже сейчас фанаты авиационных симуляторов из нескольких сенсорных мониторов и датчиков создают реалистичные кабины самолетов, на которых можно отработать часть реальных навыков пилотирования. 

Развитие медицинской техники тоже позволит создавать новые системы обучения.  В частности датчики, которые дают возможность искусственной руке инвалида двигаться, подчиняясь его мыслям, дадут основу для контроля движения ученика. Например, с помощью компьютера можно будет обучать постановке рук начинающих пианистов. Компьютер будет иметь полное представление о том, как они располагаются, за счет датчиков. Если продолжить развивать мысль, то, добавив возможность слабыми электротоками сокращать мышцы человека, на этой основе можно и обучать его совершать точные и правильные движения. Хотя, с другой стороны, это прямой путь и к созданию биокиборгов.
 
История развития e-learning напрямую связана с развитием технологии и систем коммуникации человечества. Дистанционное обучение все плотнее будет входить в нашу жизнь, так как позволяет учиться быстрее и эффективнее, чем раньше. Однако традиционное обучение никуда не исчезнет, но будет дополнено отличными возможностями E-learning.


Последние отзывы (0)