Регистрация /

Байты – ножницы – бумага…

Версия для печати

В школы внедряют электронные книги, родители первоклашек кладут им в рюкзачок новенькие нетбуки, вместо букваря. Однако, почему же студенты из Норвегии, Америки, Дании, к которыми я познакомилась этим летом, продолжают пользоваться бумажными книгами? Они успешно сочетали обучение и отдых. Но они почти не пользовались электронными книгами, хотя почти у всех они были. В чем причина?

Байты – ножницы – бумага…

Я уже год пользуюсь электронной книгой. Сразу оговорюсь. У меня есть электронная книга. Нет, я не считаю, что бумажное чтиво умирает, и что надо всем перейти на электронику. Просто это удобный способ экономии места и денег. Я действительно очень люблю читать.

Только книги они бывают разные. Одно дело, литература художественная. Что бы понять все страдание и трудный путь лирического персонажа, книгу требуется читать от начала и до конца. Если только нет на это особого вето автора. То есть, прокручиваешь одну за другой электронные страницы и не забываешь по завершении книжку блокировать. А то забудешь, и на тебе. Пойди, найди, на какой странице ты остановился, когда настройки сбросились.

А вот с учебной литературой подход нужен особый. Тут не достаточно вообразить себе детали приключений трех хоббитов через лес. Необходимо запомнить координаты и географические достопримечательности маршрута, длину посоха Гендальфа и скорость перемещения Горлума в условии болот. И что бы ничего не перепутать, возвращаться к этим вопросам придется снова и снова.

Человеческий мозг устроен таким образом, что получаемые нами знания строятся на ряде ассоциаций. Пока знания свежие, они прочно цепляются за вколоченные памятью гвоздики. И только когда новый материал прочно срастается с уровнем образования, гвоздики отваливаются за ненадобностью.

Ассоциации бывают прямые - «запах мандаринов – Новый год». А бывают ассоциации, выставляемые подсознательно. И в основном на них строится наше запоминание. Это и цвет рамочки правила, и расположение текста на странице, или даже касание пальцами учебника при его раскрытии. Кажется, налепится. Но вы же списывали, открывая источник знаний под партой наугад?

Электронная книга лишает нас этих радостей. На перескакивание через страницы мы теряем время и возможность ориентироваться в материале. А запах электронных чернил не меняется. Даже если вы читаете Биологию за 8 класс, а не Алгебру за 6й.

Поэтому свежие знания с электронного учебника с трудом задерживаются в голове. А при попытке вспомнить, где вы читали ту или иную цитату, возникает перед внутренним взором единая крышечка ридербука. И пустота.

Со мной могут поспорить представители наших структур образования. Де, я мол против научного прогресса. С 1 сентября 53 школы Татарстана перейдут на электронные учебники. Такие тенденции наблюдаются в Америке, на Украине и в Китае. Ведь так сокращают расходы на печатные материалы, уменьшают вес ученического ранца и избегают драк с участием печатной продукции. Но любое нововведение идет через лишения. Давайте посмотрит, чего же нас лишают.

Не говоря уже о гвоздиках подсознания, так воспеваемых выше, мы переходим на электронные чернила. Допустим, это не помешает детям с легкостью переключаться дома на бумажное чтение. Но вот умение общения с бумажными источниками, увы, канет в небытие. Скажите, ребенок, который с детства приучен к «умному» поиску через введенное слово, догадается достать Советскую энциклопедию и через содержание по страницам найти интересующий его вопрос? Не спешите с ответом. Существование специальных курсов по умению обращения с бумажными источниками информации доказывает, что и к этому нехитрому процессу необходимо готовиться.

Зайдем с другой стороны. Со стороны шпаргалок. Многие учителя поощряют написание шпаргалок. Прошу отметить, что написание, а не использование. Потому что когда ученик пытается сократить учебник до двух-трех листочков из блокнота, он повторяет и запоминает переписываемый материал. А когда ребенку доступна возможность «удалить и распечатать», даже мысленного проговаривания оставшейся выборки от него не дождетесь. Но это все конечно мелочи. Главное гвозди.

Электронный учебник и лишает учеников большей части индивидуальных чувственных ассоциаций. Тех зацепок, которые возникают подсознательно и являются самыми крепкими связями для теорем и правил. Исходя из этого, процент усвоенной информации уменьшается и, как следствие, падает успеваемость. Приходится придумывать новые способы для подачи материала. И тут мы уже не экономим, а тратим.

Тем же, кто самостоятельно выбирает электронную книгу для чтения научной литературы – я советую еще раз подумать. Насколько Вы «визуал», чтобы вам хватило только изображения необходимой темы, что бы закрепить ее на подкорке? Возможно, очень удивитесь, насколько важным для вас в школе было то, что учебник по геометрии фиолетовый и гладкий, а по географии шершавый и коричневый. И вспомните, как мало вы тратили время, что бы открыть его на нужной странице. Текст в нем никогда не зависел от угла чтения, количества прочитанного или заряженности батареек. Он был всегда доступен для повторения. И это очень важно.

Я не против электронных книг. Я, скорее, даже «за». Энтузиазм к чтению проще реализовывать. Но вот отказываться от бумажных учебников я подожду. Ведь здесь задача идет не на скорость прочтения или умение вообразить картинку, игнорируя печатный текст. Задача оставить при себе полученные знания. И чем больше зацепок я дам им, что бы удержаться в моей голове, тем выше шансы на победу.

Сехина Екатерина, специально для mental-skills.ru


Последние отзывы (0)