Регистрация /

7 законов формирования навыка

Версия для печати

Наверное, все во вселенной подчиняется тем или иным законам, просто мы еще не все разгадали. Навыки человека тоже подчиняются определенным правилам, зная которые, можно управлять их формированием намного эффективней.

Cемь законов формирования навыков

Существует семь основных законов, которым подчиняется процесс формирования навыков. Они применимы практически к любой ситуации, если речь идет об обучении. Эти правила обязательно нужно учитывать во время учебного процесса. 


1. Скорость формирования навыка не равномерна. Освоение любого навыка в начале идет намного быстрее, чем в середине и конце. На графике этот процесс можно изобразить как кривую со стремительным взлетом в начале и дальнейшим медленным ростом, когда изменения практически не заметны. Самый важный момент – именно этот переход от быстрого роста к медленному формированию. Вдвойне важный, если речь идет о формировании навыков, несущих потенциальную опасность для учащегося и окружающих, например, при вождении автомобиля, работе на сложном станке и так далее. В момент перехода появляется ощущение того, что навык освоен и развиваться дальше некуда, но при этом еще не закрепилось чувство опасности.

2. Ухудшение - это нормально. Вернемся к нашей кривой. Когда переломный момент от быстрого роста к постепенному развитию пройден, наступает период «плато», когда улучшения в обучении отсутствуют, а может даже произойти ухудшение. Классический пример - увеличение количества ошибок при обучении печати «слепым» методом. Это объясняется неравномерностью перестройки нашего сознания при овладении новыми навыками. При этом такие ухудшения или отсутствие роста могут наблюдаться несколько раз. Однако относитесь к этому положительно, такие паузы - знак того, что ваше психика активно перестраивается.

3. Нет пределов совершенству. Пределов совершенствования навыка не существует, развитие всегда возможно за счет перестройки структур сознания. К примеру, профессиональные конькобежцы или пловцы, у которых большинство движений отточено до идеала, часто ставят рекорды благодаря изменению сознания и повышению мотивации. Этот эффект достигается в результате работы многочисленных спортивных психологов и технических средств, специальных костюмов, коньков и так далее.

4. Больше автоматизма, больше эффективности (закон Клапареда). Мозг человека устроен так, что в нем может быть только один очаг возбуждения, чаще всего это наиболее сложная и важная в данный момент деятельность. Параллельно два процесса идти не могут, однако сознание может быстро переключаться между ними. Вы можете возразить, что можете спокойно вести машину и разговаривать одновременно. Все верно. Это означает, что навык вождения у вас автоматизирован. Чем больше процессов функционирует бессознательно, автоматически, тем более эффективной становится наша деятельность.

5. Параллельные навыки сближаются. Если вы уже водите легковую машину, то научиться водить грузовик вам будет проще, чем человеку, который сядет за руль впервые. Навык формируется быстрее, если у вас в сознании уже отложилась похожая автоматизированная деятельность. Выучив один язык, человек легче осваивает другие языки той же языковой группы. Тракторист оперативнее своих товарищей освоит вождение танка в военное время. Однако для навыков с различной структурой это правило не работает. Более того, кардинально менять сформировавшиеся привычки вдвойне сложней, чем учиться с «нуля».

6. Тренировка, тренировка и еще раз тренировка.  Сформированные навыки, если их не использовать, угасают. Причем чем сложнее навык, тем быстрее он идет на спад. Правда, однажды сформированные навыки восстанавливаются намного быстрей, чем при обучении с самых азов. Как говорится, мастерство не пропьешь!

7. Лучший мотив - видимый результат. Для эффективного развития навыка учащийся должен ощущать результат своей работы. При соблюдении этого правила желание учиться дальше не угаснет.


Последние отзывы (0)