Регистрация /

История развития обучения: античность - средние века - Новое время

Версия для печати

Первая статья из цикла публикаций о развитии подходов к обучению от давних времен до наших дней. Выдающиеся личности античности, средневековья и Нового времени - Лао Цзы, Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Ян Коменский, Джон Локк, Жан Жак Руссо, Песталоцци, Гербарт... что сделал каждый из них в своей эпохе?

История развития обучения: античность - средние века - Новое время

Китайская философия (5 век до н.э)
В пятом столетии до нашей эры философ Лао-Цзы (Lao-Tse, иначе Lao-tzu) писал:
 "Если Вы сообщаете мне, я буду слушать.
Если Вы показываете мне, я буду видеть.
Но если Вы позволяете мне исследовать, я учусь"
 
И так началась одна из первых активных философий обучения. Другие китайские философы, такие как Конфуций (Kung Fu-tse, латинский вариант Confucius) и Хан Фейши (Han Fei-Tzu) следовали Лао-Цзы, используя метод, который сильно напоминает то, что мы теперь называем кейс-стади. Член группы изучения должен был предоставить парадокс, который будет в форме притчи. Затем они должны обсудить его и исследовать возможные решения.

Греческая философия (3 век до н.э) 

300 лет до нашей эры Сократ (470-399 г до н.э.) привлекал учеников, задавая вопросы (этот метод известен как Сократов или диалектический). Он часто настаивал, что он в действительности ничего не знает, но его умение задавать вопросы позволяло другим обучаться путем самостоятельно сформированного понимания.

Платон (428-348 до н.э.), который был учеником Сократа и учителем Аристотеля, написал «Диалоги», которые вдохновляли мыслителей более двух тысяч лет. Платон назвал этот процесс диалектикой и считал его вершиной обучения. Одной из отличительных черт диалектического метода является то, что он подчеркивает коллективность как противовес одиночной деятельности. Это является формой вопрос-ответ в спорах «эксперта» с одной стороны и «исследователя» с другой. В диалогах то, что исследователь задает вопросы эксперту, часто открывает пробелы в рассуждениях. Именно через этот спор «вперед-назад» между друзьями (или противниками) понимание вопроса возрастает и становится открытым для изучающих. Такие философские последования параллельно и совокупно с полным образованием позволяют людям превосходить свои желания и разум, чтобы достичь истинного знания.

Платон основал то, что называется первым университетом – свою Академию (рядом с Афинами) приблизительно в 385 г. до н.э. Он также верил, что все знания являются врожденными и совершенствуются опытным изучением в период роста. Это были первые положения современной теории конструктивизма.

Наряду со многими людьми своего времени Аристотель (384-322 до н.э.) поставил акцент на всестороннее сбалансированное развитие. Игра, физические упражнения, музыка, споры и изучение науки и философии – все должны иметь свое место в процессе формирования тела, ума и души. Как и Платон, он видел, что такое обучение происходит в процесс жизни с различными акцентами в различные возрасты. Аристотель был первым, кто рассмотрел «зависимость» между идеями, способствовавших пониманию и вспоминанию. Он полагал, что пониманию способствует смежность, последовательность, схожесть и контраст.

Однако мы часто рассматриваем технологию терминов как «хозяйственный» элемент, в действительности это есть система практических знаний. Слово «технология» произошло от древнегреческого слова techne. Его перевод может относиться к искусству, ремеслу или умению. Платон считал, что techne и систематизированные или научные знания тесно связаны. Аристотель пошел дальше, утверждая, что techne есть систематическое использование знаний для интеллектуальной деятельности человека. «Превосходство – это искусство побеждать тренировками и привыканием. Мы не ведем себя правильно, потому что у нас есть виртуальное превосходство, но у нас есть это, потому что мы вели себя правильно. Мы есть то, что мы периодически делаем. Превосходство, тогда, это не действие, а привычка» - Аристотель.

Ученичество - Средние века 
 
Во времена, которые предшествовали введению деталей, изготовленных машинами, мастерство высокого класса требовалось для создания точных долговечных часов. Такие местные ремесленные организации как Парижская гильдия часовщиков (1544) были организованы, чтобы контролировать искусство часовского дела и его учеников. Гильдия, известная как Часовая компания, основанная в Лондоне в 1630, все еще существует.

Образование для работы берет свое начало около 2000 лет до н.э. (организованное ученичество) с гравирования в Египте. Таким образом, образование для работы было организовано таким способом, чтобы основные знания могли быть развиты в классах, а прикладные навыки могли быть развиты за работой. Правила для управляющего ученичества были включены в Законы Хаммурапи, который поместил кодекс своих законов в храм Шамш в 2100 г. до н.э. Однако ученичество в действительности не было широко распространенным до периода Средневековья. По мере совершенствования инструментов, по мере того, как становились более специализированными знания и навыки их использования, родители или другие люди не могли больше учить своих детей всему. Детей отдавали в ученики мастерам и ремесленникам, которые обладали специальными навыками и инструментами для определенного ремесла. В обмен на работу, мастер должен обучать ребенка ремеслу, в котором он сам является экспертом. Ученики обычно жили с мастерами, не получали оплаты, кроме как для пропитания, так как получение квалификации считалось весьма ценным.

Гильдии, организации людей, чьи интересы или дела совпадали или были близки, являлись важной частью ученичества, так как они устанавливали качественные стандарты для продукции и практики. Во время пика системы гильдий, йомены были защищены строгим регулированием часов, инструментов, цен и оплаты.

Ранние школы и педагогика - 10 век 

О ранних школах и учреждениях педагогического образования можно думать как о передаче ценностей и накоплении знаний общества. В этом смысле, это эквивалентно тому, что социологи называют социализация или окультуривание. Приблизительно в десятом веке, когда начали организовываться школы, записи и методы великих учителей, таких как Сократ и Лао-Цзы, были забыты, и обучение происходило как передача содержания от учителя к ученикам. Эта методика утверждает, что студенты есть «пустые резервуары», и учитель может «влить» в них знания. Этот подход к изучению называется педагогикой от греческого «paid» - «ребенок» и «agogus», означающего «лидер». В педагогических классах учитель ответственен за все решения, касающихся процесса изучения.

Сегодня термин приобрел другое значение. Сейчас, когда многие школы используют активные методы запроса, термин «педагогика» в действительности не применяется к пассивным методам. На самом деле сейчас он больше соотносится с термином «андрогогика» кроме случаев, когда он используется в отношении детей.

Ян Коменский (1592-1670) 

Джон Комениус - латинское имя (Ян Коменский) (1592-1670). Чешский реформатор образования и религиозный лидер, родившийся в Моравии (сейчас это часть Чешской республики) и получивший образование в Университете Гейдельберга. В 1638 он был приглашен в Швецию, чтобы помогать реформам образования. В середине семнадцатого века Коменский создал новую образовательную философию, названную Пансофизм, или Всеобщее Знание, разработанную, чтобы принести всемирное понимание и покой. Он советовал учителям использовать больше чувства детей, чем запоминание по инструкции. Чтобы сделать изучение интересным для детей, он написал «Открытые ворота к языкам» (1631), учебник по Латыни на языке студентов. Он также написал Orbis Sensualium Pictus (1658); «Мир чувственных вещей в картинках» (1659), состоящий из иллюстраций, которые обозначали предметы, как на латинском, так и на родном языке. Это была одна из первых иллюстрированных книг, написанных специально для детей.

Джон Локк (1632-1704) 

Джон Локк, английский философ, подробно изложил принципы эмпиризма. Он выдвинул гипотезу, что люди учатся, прежде всего, от внешних сил. Локк исследовал, как люди приобретают идеи, в труде «Опыт о человеческом разуме» (1690). Он утверждал, что при рождении человеческий ум - это чистый лист, или белая доска, и в нем нет идей. Мы приобретаем знания, мы спорим, исходя из информации о предметах в мире, которую наши чувства приносят нам. Мы начинаем с простых идей и затем собираем их в одну более сложную. Локк полагал, что индивидуумы получают знаниям более просто, когда они вначале рассматривают более простые идеи, а затем постепенно комбинируют из них более сложные. В труде «Некоторые мысли, определяющие образование» (1697) Локк рекомендовал практическое обучение для подготовки людей к управлению своими социальными, экономическими и политическими делами эффективно. Он полагал, что азы образования закладываются в раннем детстве и что обучение чтению, письму и арифметике должно быть постепенным и совокупным.

Жан Жак Руссо - (1712 - 1778) 
 
Жан Жак Руссо внес вклад во многие области социальной философии. Общественный договор – это классическая защита демократической формы правления. Руссо верил во «всеобщую волю» демократического народа как в выражение воли большинства для принятия важных решений. Нетрадиционные взгляды Руссо противоречили французским и швейцарским властям и отвернули от него многих его друзей, и в 1762 г. он сбежал сначала в Пруссию, а затем в Англию. Там он завел дружбу с шотландским философом Дэвидом Хьюмом, но они вскоре поссорились и осудили друг друга в публичных письмах. Пока Джон Локк развивал теорию проверки обоснованности знания, а Ян Коменский утверждал, что дети лучше обучаются практикой, Жан Жак Руссо, который поддерживал эти образовательные достижения, написал имевшую влияние «Эмили» (1762). Руссо рассматривал новую теорию образования, которая подчеркивала важность выражения, нежели подавления для воспитания гармонично развитого, свободно мыслящего ребенка. Он объяснял свои взгляды относительно пользы здоровья и физических упражнений, и веры, что приобретение знаний происходит через опыт и что причина и расследование должны заменить произвольную власть.

Иоганн Генрих Песталоцци (1776-1884) 

Теории Песталоцци легли в основу современного элементарного образования. Он настаивал на индивидуальности ребенка и необходимости учить учителей, как развивать, нежели пытаться внедрить знания. В свое время его идеи повлияли на систему начального образования в западном мире, особенно в области подготовки преподавателей. В конце 1700-х годов Иоганн Генрих Песталоцци, швейцарский реформатор образования, применил теории Руссо на практике и, таким образом, стал первым психологом прикладного образования.

Песталоцци полагал, что мысль начинается с ощущений и учитель должен использовать чувства. Считая, что дети должны изучать предметы в их естественной среде, он развивал так называемый «предметный урок», который включал упражнения в обучающей форме, числа и язык. Ученики определяют и зарисовывают форму предмета, считают предметы и называют их. Студенты переходят от этих занятий к упражнениям по рисованию, письму, сложению, вычитанию, умножению, делению и чтению. Песталоцци использовал следующие принципы в преподавании (они рассматриваются как правильные даже сегодня):
1.     Начинайте с конкретного предмета перед тем как перейти к абстрактным концепциям;
2.     Начинайте с непосредственной окружающей обстановки перед тем как перейти к удаленной;
3.     Начинайте с легких упражнений, перед тем как представить более сложные;
4.     Всегда продвигайтесь постепенно, совокупно и медленно.
Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) 

Немецкий философ, психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт был признан «отцом научной педагогики». Гербартова система философии происходит из анализа опыта. Система включает логику, метафизику и эстетику как направляющие элементы. Он не признает все концепции раздельных умственных способностей, кроме тех умственных феноменов, которые следуют из взаимодействия элементарных идей. Гербарт полагал, что образовательные методы и системы должны быть основаны на психологии и этике: психология для обеспечения ума необходимым знаниями; этика как базис для определения общественного окончания образования.

Гербарт был первым ученым, который отличал процесс инструктажа от непосредственного дела. Согласно Гербарту, интерес развивается, когда уже сильные и яркие идеи готовы принять новым, таким образом, прошлые ассоциации мотивируют апперцепцию текущих. Гербартанианизм, полагающий, что изучение следует из построения последовательности идей, важных для индивида, дает учителям подобие теории мотивации.

Он также выделяет изучение психологического процесса познания как средство изобретения образовательных программ, основанное на склонностях, способностях и интересах студентов. Успех методов Гербарта лежит в их принятии в системах обучения преподавателей в многочисленных странах.

Основываясь на его работах, последователи Гербарта разработали обучающий метод, состоящий из 5 шагов:
1. Подготовить учеников к новому уроку.
2. Представить новый урок.
3. Провести взаимосвязь нового урока с изученными ранее идеями.
4. Использовать примеры для иллюстрации главных моментов урока.
5. Проверить учеников, чтобы убедиться, что они освоили новый материал.
Вестибюльное обучение 

В начале 1800-х благодаря индустриальной революции создавались фабричные школы, в которых рабочие могли заниматься в классах в стенах фабрики. Ученическая система была неадекватна из-за количества учеников, которых было необходимо обучить, так как машины Индустриальной революции увеличивали способности фабрики производить товары. Владельцам фабрик были быстро необходимы обученные рабочие, потому что был большой спрос на производимые товары.

До конца 1800 г. метод, который сочетал пользу классных комнат с пользой обучения на рабочем месте, называемый вестибюльным обучением, стал популярной формой тренировок. Класс располагались так близко, насколько позволяли условия, к отделу, для которого обучались рабочие. Класс был оборудован такими же машинами, которые использовались в производстве. Обычно приходилось от шести до десяти учеников на обучающего, которыми являлись квалифицированные рабочие или инструкторы из компании.

Вестибюльное обучение имеет ряд преимуществ. Рабочие обучаются так, как будто они на работе, но это не смешивалось с более жизненной задачей производства. Передачи навыков и знаний на рабочем месте не требовалось, пока классная комната являлась моделью рабочей среды. Классы были маленькие, поэтому ученики получали немедленную обратную связь и могли задавать вопросы более просто, чем в больших классах. Его главным недостатком является то, что это достаточно дорого, так как дублирует производственную линию и имеет маленькое соотношение учеников к учителю.

Кейс-метод (Метод случая) - 1800-е 
 
Хотя метод случая в действительности не обеспечивает реальный опыт, он индивидуален, так как дает обучаемым нагрузку размышлений и увеличивает их интерес, делая их активными участниками.

В 1880-х годах Кристофер Лангделл, декан Гарвардской Юридической школы, возродил метод случая, который использовали ранние китайские философы. Метод медленно завоевал поддержку в бизнес-школах, юридических и медицинских школах. Лангделл чувствовал, что студенты могут узнать больше о праве, изучая действительные решения судей, нежели читая правовые тексты. В начале 20 века в действительности каждая американская юридическая школа приняла метод Лангделла. В 1950-х годах большинство школ начали использовать некоторые формы клинического обучения, чтобы дополнить изучение дел в классах.

Хотя классическое Гарвардское дело весьма всесторонне по своей природе, нет необходимости в том, чтобы дела, используемые в обучении, были длинными и подробными, чтобы заинтересовать и поощрить творческие усилия учеников.

Корреспондентское обучение - 1883 
 
Корреспондентское обучение – это метод обучения, проводимый школой или квалифицированным институтом по почте.

В 1883 г. первой программой корреспондентского обучения в США, завоевавшей академическое уважение, получив признание в штате Нью-Йорк как действенная образовательная программа, стал Институт Chautauqua (Четоква), который готовил учителей воскресных школ.

В1891 г. из Школы проектирования угольных шахт выросла Международная Школа Корреспондентского обучения (ICS). ICS первоначально использовали почту для подготовки шахтеров, железнодорожных рабочих и рабочих по железу.

Корреспондентское обучение развивалось в середине 19 века в Великобритании, Германии и Соединенных Штатах и быстро распространялось. В 1840 г. английский педагог Сэр Исаак Питман обучал по почте стенографистов. Движение по расширению университета выросло из лекций вне университета, которые читал шотландский педагог Джеймс Стюарт из Кембриджского университета, Англия.

Многие педагоги считают корреспондентское обучение предвестником дистанционного образования, которое является инструктажем, использующим различные коммуникационные технологии, таких как Интернет, телефон радио или телевидение. Корреспондентское обучение обеспечивает инструктаж почти в любой отрасли для культурного развития и для технической и профессиональной подготовки.

Показывай, Говори, Делай и Проверяй - 1917 
 
Чтобы решить проблему срочной подготовки рабочих на верфи в 1917 г. Чарльз Р. Аллен воспользовался пятишаговой системой Гербарта. Он назвал это методом рабочего инструктажа «Показывай, Говори, Делай и Проверяй»: 

  1. Подготовь рабочих. Создай непринужденную обстановку. Выясни, что они уже знают о работе. Заставь их заинтересоваться изучением. Создай правильную ситуацию.
  2. Представь процесс. Рассказывай, показывай, иллюстрируй и спрашивай тщательно и терпеливо. Выдели ключевые моменты. Объясняй ясно и полно, рассматривая одновременно один вопрос, но не более того, чем они могут овладеть.
  3. Испытай работу.  Проверь, как они выполнят работу. Заставь их рассказать и показать работу тебе, заставь их объяснить ключевые моменты. Задавай вопросы и требуй правильные ответы. Продолжай до тех пор, пока не выяснишь, что они знают.
  4. Развивай.  Заставь их полагаться на самих себя, когда им потребуется помощь. Проверяй часто. Поощряй вопросы. Заставь их искать ключевые моменты, когда их уровень повысится. Снижай количество дополнительных занятий и заканчивай обучение.

Оригинал статьи by Donald Clark


Последние отзывы (0)