Регистрация /

История развития обучения и тренингов в 18 - 20 веках

Версия для печати

Статья из цикла публикаций о развитии подходов к обучению от давних времен до наших дней. Узнайте о выдающихся фигурах и наиболее важных научных открытиях в области обучения и тренингов в 18 - 20 веках: Джон Дьюи, Йеркс и Додсон, Дж.Морено и ролевые игры, Фредерик Тейлор, Иван Павлов, Дж.Уотсон и бихевиоризм, Ф.Скиннер и обучающая машина, Эдвард С. Линдеман, Эдвард Л. Торндайк, Андрогогика, Эффект Хоторна, Жан Пиаже, Р.Лайкерт.

История развития обучения и тренингов в 18 - 20 веках

Джон Дьюи (1867-1949) Закон Йеркса-Додсона - Побуждение - 1908
Ролевые игры Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1950) 
Иван Павлов – Стимул-Реакция Дж. Б. Уотсон и бихевиоризм
Форма (Gestalt)Обучающая машина  
Эдвард С. Линдеман  Эдвард Л. Торндайк (1874-1949)
Андрогогика  Эффект Хоторна
Жан Пиаже (1896-1980)Шкалы Лайкерта 

Джон Дьюи (1867-1949)
Джон Дьюи подчеркивал практические идеи, как в философских, так и в образовательных теориях, всегда стремясь показать, как абстрактные концепции могут работать в повседневной жизни. Он выделял практическое обучение и противостоял жестким методам обучения. Его идеи вызвали решительные изменения в образовании в Соединенных Штатах в начале 20-го века.

Дьюи, которого считают ведущим прагматическим педагогом века, написал большие труды по образованию. В работе «Образование и опыт», являющейся последней в его карьере, он пытается найти синтез принципов традиционного образования и прагматического. Два обязательных компонента для него - это опыт ученика и критические замечания. Дьюи писал: «Любая теория и набор методов догматичны, если они не основываются на критическом исследовании своих основополагающих принципов».

Значение теории Джона Дьюи для неофициальных педагогов распространяется на многие области. Во-первых, его вера, что образование должно иметь дело с большим количеством опытных знаний, продолжает быть значимым компонентом в неофициальной педагогической практике. Второе, связанное с этим, то, что исследования Дьюи о мышлении и рефлексах – и сопутствующая роль преподавателей – продолжают быть вдохновением. Он критиковал образовательные методы, которые просто умиляли и развлекали студентов или являлись поверхностно профессиональными. Он также защищал образование, которое будет наполнять и обогащать текущую жизнь студентов, также как и готовить их в будущей жизни. Теория Дьюи стала известной как функционализм в том, что поощряет умственные проверки и выделяет учения адаптивного поведения.

Закон Йеркса-Додсона - Побуждение - 1908
Побуждение – это главный аспект многих теорий обучения, он тесно связан с другими понятиями, такими как беспокойство, внимание, волнение, стресс и мотивация. Уровень побуждения можно представить как количественный запас способности, с которым вы можете работать. Один из результатов, относящихся к побуждению, - это закон Йеркса-Додсона (впервые рассмотрен Робертом М. Йерксом и Джоном Д. Додсоном в статье «Соотношение между силой стимула и скоростью формирования привычки» (1908), Журнал Сравнительной неврологии и физиологии, 18, 459-482).
Закон говорит о наличии перевернутой U-образной зависимости между побуждением и действием. Определенный уровень побуждения может быть мотиватором изменений (в данном случае изменением является изучение). Слишком много или слишком мало изменений определенно работает против изучающего. Вам необходим некий средний уровень побуждения для обеспечения мотивации изменений (изучения). Слишком малое побуждение оказывает инертное действие на изучающего, в то время как слишком много побуждения вызывает гиперактивный эффект. Так же имеются оптимальные уровни побуждения для каждой изучаемой области. Оптимальный уровень побуждения:
- ниже для более сложных или интеллектуальных (познавательных) заданий (изучающим необходимо сконцентрироваться на материале);
- выше для заданий, требующих выносливости и настойчивости (изучающему необходимо больше мотивации).

Ролевые игры
Взрослые учащиеся могут быть вовлечены в лекции по времени не более чем на 15-20 минут – Джонстон А.Х. и Персиваль Ф. (1976). Внимание рассеивается на лекциях. В издании «Образование в Химии», 13, 49-50,

Доктор Дж. Л.Морено впервые в 1910 г. представил технику ролевой игры. Ролевые игры стали более широко известны и используемы, когда он переехал из Вены в Соединенные штаты в 1930-х года.

Ролевые игры – это первичный способ обеспечить участие и вовлеченность в познавательный процесс. В обучающей среде ролевые игры позволяют изучающему получать объективную оценку чьих-либо действий. Техника ролевых игр может быть использована для диагностики интерактивных навыков, чтобы обеспечить модели, практику и мотивацию обратить больше внимания на их межличностное воздействие. Одним из главных преимуществ является то, что эта техника позволяет изучающему исследовать реальные жизненные ситуации в защищенной обстановке.


Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1950)
Тейлор назвал свой метод Научное управление, в котором использует метод проб и ошибок (изучение времени и движения), чтобы найти единственно правильный способ выполнить задание.
В 1911 г. Фредерик Тейлор выпустил свою книгу «Принципы научного управления», которая преподносит метод для сокращения количества времени, необходимого для выполнения задания, путем изучения, как рабочие выполняют задачу, и исключением непродуктивного времени. «Нельзя найти того, кто будет отрицать, что великое процветание дела отдельного индивида будет существовать тогда, когда этот индивид достигнет высшей степени своей эффективности, т.е. когда он выпускает наибольшее ежедневное количество продукции». «Правдивость этого факта становится совершенно очевидна, если двое людей работают вместе. Для иллюстрации: если вы и ваш работник стали настолько квалифицированы, что вы и он выпускаете по две пары обуви в день, пока ваш конкурент и его работник выпускают только по одной паре ясно, что после продажи ваших двух пар вы можете платить вашему работнику более высокую зарплату, чем ваш конкурент, который производит только одну пару, способен заплатить своему работнику, и у вас еще останется достаточно денег, чтобы получить большую выручку, чем у вашего конкурента», - Фредерик Тейлор.

Иван Павлов – Стимул-Реакция
Павлов проводил возможно самые известные физиологические эксперименты (1927), когда он показал, что если подавать в паре условный стимул (звонок) и безусловный стимул (еда), собака начинает пускать слюну (реагировать), когда звонок звенит, без предоставления еды.      

Дж. Б. Уотсон и бихевиоризм. 
В начале 20-го века в психологии возникло новое направление в области образовательных исследований – бихевиоризм. Эта теория была предложена Дж. Б.Уотсоном и основывалась на работах Павлова и Бехтерева, двух русских физиологов, которые развивали модель обучения животных, известную как стимул-рефлекс (классическое обусловливание). Уотсон спорил, что такое обусловливание является основой человеческого поведения – если вы встаете каждый раз, когда в комнату входит женщина, то вы ведете себя так не из ‘вежливости’, а потому что поведение есть цепь хорошо устоявшихся рефлексов. Он утверждает, что «новизна» и «частота» особенно важны в определении, что поведение индивида ‘выдаст’ в следующий раз: если вы обычно встаете, когда в комнату входит женщина, то вы, вероятно, встанете, если сейчас также зайдет женщина.

Форма (Gestalt)
Слово Gestalt (нем. форма, вид) используется в немецком языке для обозначения того, какой была вещь, например, «помещенная» или «соединенная». В английском языке нет точного эквивалента этому слову. Обычным переводов являются английские слова «form» и «shape» (англ. форма). Джон Стюарт Милл (1806-1873) противоречил ассоциацианистам в том, что сложные идеи являются комбинацией простых идей. Он добавлял замечание, что простые идеи собираются в новую целостность, которая может быть некоторым подобием своим частям. Например, если мы скомбинируем красный, зеленый и синий цвета, то получим белый. Так вытекает одна из центральных тем направления gestalt: «Целое – это больше, чем сумма его частей». Макс Вертеймер (Wertheimer) (1880-1943), основатель gestalt философии, представил ее в 1912 г. в статье об очевидном движении. У него складывалось понимание, что когда едешь на поезде, если два фонаря зажигаются и гаснут с определенной скоростью, они создают впечатление, что это один фонарь двигается вперед и назад. Вертеймер сопоставлял механическое запоминание с решением проблем, основывавшись на принципах Gestalt. Ранее обучающийся изучал факты, не понимая их. Такое обучение является жестким и может быть применено без действительного понимания его. Обучение в соответствии с Gestal принципами, однако, основывается на понимании основополагающих принципов проблемы. Этот тип обучения идет из индивида, и никто не влияет на него. Это легко обобщать и помнить долгое время. Когда кто-то действует по запомненным фактам, не понимая их, он часто делает глупые ошибки. Вертеймер рассказывает такую историю, чтобы проиллюстрировать свою точку зрения: Школьный инспектор был впечатлен детьми, которых он наблюдал, но захотел задать еще один вопрос, перед тем как уйти. «Сколько волос у лошади?» - спросил он. К большому удивлению инспектора и учителя девятилетний мальчик ответил:«3 571 962» «Откуда ты знаешь, что твой ответ правильный?» - спросил инспектор. «Если вы не верите мне», - ответил мальчик, - «пересчитайте сами». Инспектор рассмеялся и пообещал рассказать эту историю своим коллегам по возвращении в Вену. Когда инспектор вернулся на следующий год со своим ежегодным визитом, учитель спросил его, как его коллеги отреагировали на историю. Разочарованно он ответил: «Я очень хотел рассказать им историю, но я не смог. Ни за что в жизни я не смог вспомнить, сколько, мальчик сказал, у лошади волос».

Обучающая машина 
Б.Ф.Скиннер был также заинтересован в обучающей машине. Он замысливал обучающую машину для классных комнат, чтобы ей пользовались отдельные студенты. В 1924 г. Сидней Л. Прессей создал грубую обучающую машину, подходящую для обучения механической муштрой. В 1926 г. он опубликовал первую инструкцию по использованию обучающей машины в «Школе и обществе». Он показывал, что автоматический инструктор облегчал обучение, обеспечивая немедленную информацию, индивидуальную установку темпа и активные ответы. Он писал: «Обучающие машины уникальны среди инструктирующих помощников, с ними студент не просто пассивно слушает, смотрит или читает, но активно общается. И так как он это делает, он выясняет, правильны ли его ответы или нет. Записи могут храниться в помощнике для улучшения материала». Торндайк сильно повлиял на Прессей. В своей машине Прессей стремился сочетать законы Торндайка. В одной версии его машины пользователю было необходимо ответить на вопрос дважды правильно, прежде чем перейти далее (закончить с вопросом), это относится к законам упражнений и эффекта.

Эдвард С. Линдеман 
Линдеман основывал свою работу, как с точки зрения взрослого ученика, так и с точки зрения учителя взрослых. В 1926 г. была опубликована первая книга, разъясняющая уникальные характеристики взрослых обучаемых. В работе «Значение взрослого образования» Линдеман предложил, что образование развивается из ситуаций, а не из предметов, и то, что это является сущностью взрослого образования. Линдеман писал: «… учитель приобретает новую функцию. Он больше не является оракулом, который говорит с подмостков авторитета, он теперь гид, указатель, который также участвует в обучении в пропорции жизнеспособности и уместности его фактов и опыта».

Эдвард Л. Торндайк (1874-1949)
Эдвард Торндайк - один из великих теоретиков обучения всех времен. Он полагал, что инструктаж должен преследовать особенные, общественно полезные цели. В 1928 г. его классическое исследование «Обучение взрослых» устанавливало, что способность к обучению не снижается до возраста 35 лет, и только потом она снижается на 1 процент в год, таким образом, эта работа шла в разрез с главной идеей времени о том, что «ты не можешь научить старых собак новым трюкам». Однако было поздно показано, что скорость обучения, а не стремление учиться, снижается с возрастом. Торндайк также сформулировал закон эффекта, который утверждает, что действия, которые влекут за собой приятные последствия, с большей вероятностью будут повторены в будущем. Одна из его наиболее известных теорий – это «Идентичные элементы теории передачи навыков», в которой количество передач между похожими ситуациями и непохожими определяется количеством элементов, которые являются общими для этих ситуаций. Это противостояло давно устоявшейся точке зрения «Формальной дисциплины» (почти дискредитированной сегодня): человеческий ум состоит из нескольких сил, таких как рассуждение, внимание, суждение и память, которые укрепляются с практикой. Например, изучение латинского языка и математики укрепляет способности рассуждать и память. Это также известно как «Подход умственных мускулов», так как утверждает, что ум становиться сильнее с практикой, также как кто-либо может укрепить свои бицепсы. Он также является одним из пионеров «активного» обучения, так как был невысокого мнения о лекциях: «Лекция и демонстрационные методы представляют подход к ограничению крайности, в которой учитель позволяет студенту не узнать ничего, что он мог бы, возможно, рассказать или показать… Они просят его только быть внимательным и сделать все возможное, чтобы понять, задают ему вопросы, которые он не выделял для себя, и требуют ответы, которые разработал не он». Торндайк поддерживал функционализм Дьюи и добавлял компонент стимул-реакция, и назвал это коннектионистским. Его теория стала образовательной потребностью на последующие 50 лет. Торндайк выделил 3 условия, которые максимизировали обучение:      
Закон эффекта утверждает, что вероятное повторение реакции в целом управляется последствием или эффектом обычно в форме награды или наказания.
Закон новизны утверждает, что вероятней всего самые недавние рефлексы управляются повторением.
Закон опыта утверждает, что сочетание стимул-реакция укрепляется через повторение.

Андрогогика 
Когда обучение взрослых стало систематизированным в начале это века, педагогика была единственным известным средством подготовки. Книги, написанные в 1920-х годах, начали изменять термин «взрослое обучение» - работа Торндайка «Обучение взрослых» и работа Линдемана «Значение взрослого образования». В 1950-х годах европейские педагоги начали изучать термин «андрогогика», произошедший от греческих слов «anere» - взрослый «agogus», искусство и наука в помощи студентам обучаться. Они хотели быть способными обсудить растущее тело знаний о взрослых, обучающихся параллельно с педагогикой. 
В педагогике развитие основывается на содержательном плане:
• Какой материал, какую информацию необходимо исследовать?
• Как этот материал может быть представлен в виде управляемых частей и модулей?
• Как этот материал может быть переведен в логическое предложение?
• Какой метод будет наиболее эффективным для передачи этого материала ( какие средства)?
В андрогогике развитие основывается на разработке процесса:
• Разработать и управлять процессом для облегчения сбора изучающими информации.
• Служить в качестве информационного источника и обеспечивать преимущество для других информативных источников (например, коллег, наблюдателей, специалистов).

Эффект Хоторна 
Эффект Хоторна состоит в увеличении производительности рабочего, произведенного психологическими стимулами быть выделенным и чувствовать себя важным.
Наряду с работой Фредерика Тейлора, это учение дало подъем области, известной как «индустриальная психология». Влияние социальных групп и межличностных факторов также должны быть учтены, когда проводится эффективное исследование, такое как метод проб и ошибок (изучение времени и движения).
Поступки индивидов могут изменяться, потому что они знают, то, как они учились, было показано в научно-исследовательском проекте (1927-1932) завода Хоторна Западной электрической компании в Цицеро, штат Иллинойс. Такие серии исследований, первоначально проводимые профессором Гарвардской Бизнес-Школы Элтоном Майо вместе с помощниками Ф. Дж. Роетлисбергером и Уильямом Дж. Диксоном, начались исследованием физических и окружающих воздействий на рабочее место (например, яркость света, влажность), а позже переходили к физиологическим аспектам (например, перерывы, групповое давление, рабочие часы, управляющее лидерство). Идея, что эта команда развивалась в социальной динамике групп на рабочем месте, имела долгое воздействие – сбор данных, связи рабочий-управляющий и информационное взаимодействие между фабричными работодателями. Главным результатом исследования было то, что почти, невзирая на то, что использовалась экспериментальная манипуляция, казалось, что производительность рабочих увеличивалась. Один разумный вывод заключается в том, что рабочие были довольны получить внимание от исследователей, которые выражали заинтересованность в них. Ожидалось, что исследование займет только год, но из-за того, что исследователи останавливались каждый раз, когда они пытались связать манипулированные физические условия с эффективностью рабочих, проект растянулся на 5 лет.
Вот четыре основных заключения, которые можно сделать из Хоторновского исследования:
Способности индивидов являются несовершенными предсказателями исполнения работы. Хотя они дают некий показатель физического и умственного потенциала индивида, на количество производимой продукции сильно влияют социальные факторы.
Неформальные организации повышают производительность. Исследователи Хоторна раскрыли групповую жизнь среди рабочих. Исследование также показало, что связи, которые развивали наблюдатели с рабочими, имели тенденцию влиять на манеру, с которой рабочие выполняли директивы.
Нормы рабочих групп повышают производительность. Хоторнские ученые не были первыми, кто выяснил, что рабочие группы тяготеют к нормам того, что есть «справедливая дневная работа», однако они проводят лучшее систематическое описание и интерпретацию этого феномена.
Рабочее место – это социальная система. Исследователи Хоторна пришли к мнению, что рабочее место как социальная система состоит из независимых частей.
Десятилетиями ученые Хоторна давали объяснения человеческим связям внутри организации. Затем два исследователя использовали новую процедуру, названную «анализ временных серий». Используя первоначальные переменные и включая в исследование Великую Депрессию и случаи организаторской дисциплины, в которой два недисциплинированных и посредственных рабочих заменялись двумя различными эффективными рабочими (теми, кто принял роль соломенного босса – см. ниже). Они открыли, что производство увеличилось при замене двух рабочих, благодаря их большей производительности и влиянию на дисциплинарные действия других рабочих. Наступление Депрессии также ободрило рабочую производительность, возможно через увеличение важности работы и страха ее потерять. Периоды отдыха и интенсивные групповые планы также оказали несколько меньший положительный эффект на производительность труда. Эти показатели составляли почти все изменения в производительности в течение экспериментального периода. Социальные науки могли бы с готовностью овладеть первоначальными Хоторнскими толкованиями, так как они искали теории или мотивации для работы, которые были бы более гуманны и демократичны. – Франк Р.Х. и Кол Дж. Д. «Хоторнские эксперименты: первые статистические толкования», Американский социологический обзор, 1978, 623-643.
Замечание: сено – это высушенная трава, иногда с небольшим количеством люцерны, брошенного в него, используется как корм для лошадей и скота. Солома, с другой стороны, есть стебли пшеницы или другого злака, оставшиеся после сбора хороших зерен, использующиеся преимущественно для подстила домашнему скоту. До тех пор, пока солома есть побочный продукт реального бизнеса на ферме, «соломенный босс» не есть «большой босс» на любой работе, он, скорее, помощник или подчиненный босса, обычно на уровне начальника рабочей группы. Это сейчас метафора для любого низкоуровнего инспектора. А так как соломенные боссы редко обладают реальной властью на стороне из-за способности делать всех подчиненных несчастными, «соломенный босс» сейчас является синонимом для мелкого и мстительного начальника.

Жан Пиаже (1896-1980) 
Жан Пиаже был швейцарским психологом, который развивал теории, широко обсуждаемые как в области психологии, так и в области образования. В обучении Пиаже придерживался целостного подхода. Ребенок строит понимание по многим каналам: чтение, слушание, исследование и изучение его или ее окружения. Вдохновленные Пиаже учебные программы подчеркивают образовательную философию, центром которой является ребенок. Его работа была признана взаимодейственной, также как и конструктивистской. Его заинтересованность в познавательном развитии вышла из его занятий естественными науками и его заинтересованности в эпистемологии. Он рассматривал познавательный рост как расширение биологического роста и как управляемый тема же законами и принципами. Он спорил, что интеллектуальное развитие контролирует любой аспект развития – эмоциональный, общественный или моральный. Пиаже возможно лучше всего известен своими ступенями познавательного развития. Он рассматривал, что дети думают и рассуждают по-разному в различные периоды своей жизни. Он полагал, что каждый проходит через инвариантные последовательности из четырех качественно разделенных ступеней. Инвариантность означает, что человек не может переступить через степень или изменить их порядок. Хотя каждый нормальный ребенок проходит через эти этапы в одном и том же порядке, есть некоторые различия в возрасте, в котором дети достигают каждого уровня. Вот эти четыре ступени:
Сенсомоторная (с рождения до 2 лет) – Умственное структуры главным образом сконцентрированы на овладении конкретными предметами.
Предоперацианный (от 2 до 7 лет) - Имеет место преобладания символов.
Непосредственно операционный (с 7 до 11 лет) – дети изучают господство категорий, связей и цифр и учатся рассуждать.
Формально операционный (абстрактное мышление) (с 11 лет и старше) – Последний этап имеет дело с мастерством мышления.

Шкалы Лайкерта
В 1923 г. Ренис Лайкерт изобрел измерительный метод, названный шкалами Лайкерта, используемый в относительных отсчетах. Они допускают ответы, ранжированные от «полностью не согласен» до «полностью согласен».
Например:
1. Моя работа обеспечивает достаточное многообразие.
Полностью Не Согласен Немного неуверен Немного согласен
Полность Согласен Согласен Не согласен


2. Моя работа дает возможность для независимых действий.
Полностью Не Согласен Немного неуверен Немного согласен
Полность Согласен Согласен Не согласен


Лайкерт также разработал концепцию соединительной булавки. Она касается роли управляющего в связях с группами, которые они инспектируют и восприятие группой своего управляющего. Управляющие являются членами, по крайней мере, двух групп, и их поведение отвечает ценностям, нормам и целям обеих групп – управляющий есть равный в одной группе и главный в другой.




Последние отзывы (0)