Регистрация /

Жизнь с препятствиями, или Барьеры общения: как их преодолеть?

Версия для печати

Общение — неотъемлемая часть социальной жизни человека. Однако далеко не во всех случаях возможно достижение полного взаимопонимания между людьми. Виной тому так называемые коммуникативные барьеры или помехи.

Жизнь с препятствиями, или Барьеры общения: как их преодолеть?

Рассмотрим цепочку общения. Исходным звеном является отправитель сообщения. Он обладает определенным объемом информации, которую кодирует в виде вербального сообщения. Это сообщение приходит к получателю, который в свою очередь его декодирует, осмысливает и выдает обратную связь на основании того, что он воспринял. Вот некоторые помехи, которые могут возникнуть на каждом этапе.

1. Дефицит информации или ее искажение. Каждый из нас сообщает другому не полный объем информации, а только тот, который, по нашему мнению, важен. И это, безусловно, правильно. Если мы сообщим посетителям магазина, что наш рабочий перерыв длится с 12.00 до 13.00 — этой информации вполне достаточно, чтобы в это время никто не беспокоил наших сотрудников. И было бы лишним пояснять, что многие выходят обедать в соседнюю столовую, а кто-то любит посидеть на диване с книгой. Но имеется целый ряд случаев, когда субъективное представление собеседников о важности происходящих событий или деталей отличается. Например, подчиненный в ежедневном отчете ограничивается фразой: сделано 10 звонков по текущим вопросам в течение часа. При этом начальника интересует в первую очередь не то, сколько рабочего времени потратил сотрудник на телефонные звонки, а какие именно текущие вопросы решались в это время.

Возможно также и умышленное искажение или фильтрация информации. К примеру, сообщая о причине задержки выполнения задания начальству, подчиненный тщательно фильтрует сообщение, исключив из него опоздание на работу, затянувшийся обеденный перерыв или время, потраченное на личные телефонные разговоры.

2. Невнятное изложение информации. Употребление слов, которые можно истолковать двояко, слов-паразитов, сбивчивая или излишне многословная речь, повторы информации, неграмотно построенные фразы, прерывание речи долгими паузами, нарушение структуры высказывания: например, вначале вывод, а потом цепочка рассуждения.

3. Неадекватно выбранные невербальные средства общения. Часть информации передается и воспринимается нами с помощью слов. А часть – за счет мимики, интонации, позы, жестов. Например, указывая сотруднику на совершенную им ошибку повышенным тоном, начальник рискует остаться непонятым, поскольку сотрудник в первую очередь воспримет эмоцию гнева, а не объективную информацию. Или фамильярный жест приветствия может оттолкнуть потенциального партнера.

4. Логический барьер. Примером может служить изложение событий в сложной логической цепочке, которая с трудом воспринимается собеседником, или неубедительное с точки зрения оппонента коммуникации повествование. Иногда говорят: с точки зрения женской или мужской логики, или — по логике студента, по логике преподавателя и т.д. И сразу становится понятно, что логическая цепочка рассуждения выстраивается исходя из субъективной позиции либо особенностей восприятия отправителя сообщения.

5. Семантический и стилистический барьер, который заключается в использовании непонятной или неуместной в случае коммуникации лексики. Это могут быть как узкоспециальные термины, непонятные собеседнику, так и употребление жаргонных и слэнговых словечек.

6. Социально-культурный барьер. Наиболее остро проблема ощущается в общении представителей разных стран, с различными религиозными и культурными традициями. Например, ни один индус не станет есть блюдо из телятины. А европейцы в свою очередь с содроганием будут взирать на представителя почетной касты трупоедов в Индии. Однако этот барьер возникает и при общении людей из разных социальных сфер, с различным уровнем образования.

7. Проблема усваиваемости информации. Те, кому часто приходится выступать с лекциями, замечают, что один и тот же объем информации усваивается аудиторией по-разному. Кто-то усваивает в полном объеме, кто-то наполовину и меньше. Как правило, это зависит от подготовленности человека, от того, насколько ему знакома данная сфера. Разум подсознательно сопротивляется получению новой информации, и потому каждый раз, обучаясь, приходится преодолевать барьер сопротивления.

8. Эмоциональный барьер. Далеко не всегда мы готовы быть внимательными и сосредоточенными. Находясь в состоянии раздражения, усталости, озабоченности какой-либо проблемой, мы с трудом фокусируем внимание в момент общения. И зачастую склонны воспринимать информацию предвзято и в некоторых случаях придавать ей негативное или позитивное значение, которого на самом деле она не несет.

9. Искажающе-замещающее восприятие. Ввиду того, что мы можем воспринять только часть информации из общего потока, мы интерпретируем ее по-своему, для удобства дополняя непонятные места собственным толкованием. Передавая информацию далее, мы можем ее еще более исказить. В результате очень часто наблюдается эффект «испорченного телефона».

Несколько советов по преодолению коммуникативных барьеров:

  • представьте себя на месте собеседника, которому не известен полный объем информации, которым вы владеете. Что нужно сообщить оппоненту, чтобы достичь цели данной коммуникации?
  • заранее готовьте письменное, устное или телефонное сообщение, продумайте его структуру, формулировки;
  • оцените аудиторию: к какой возрастной категории она относится, к какой социальной и культурной среде, какие слова и термины ей будут понятны, каких лучше избегать;
  • воспринимая сообщение, старайтесь понять логику, которой руководствовался ваш собеседник, и потом уже сопоставлять с собственной;
  • выстраивая сообщение, старайтесь сделать его логически убедительным, аргументированно излагать свою позицию, предложения;
  • задавайте ровный дружелюбный эмоциональный тон общения, не провоцируйте реакции гнева и отторжения;
  • получите обратную связь общения, убедитесь в том, что ваше сообщение было воспринято верно.

Наталья Мягкова


Хотите быть уверенным и внушительным, научиться убеждать, применять весомые аргументы, задавать нужные вопросы? Но не знаете, где взять время на приобретение нужных навыков влияния? Тогда наш онлайн тренинг «Психология влияния. Как оказывать влияние на людей» - это то, что поможет Вам в этом! Вы можете пройти его в любое удобное время по этому адресу.


Последние отзывы (0)