Регистрация /

Soft skills и Нard skills – в чем разница?

Версия для печати

На тренингах мне часто задают вопрос, что такое Soft skills и Нard skills и в чем между ними разница. «Порывшись» в интернете, я с удивлением обнаружил, что никто особенно не разграничил и не объяснил эти два понятия. Восполняю пробел.

Soft skills и Нard skills  – в чем разница?

Что такое Soft skills?

Soft skills («софтскилз», англ. soft skills – «мягкие навыки» или «гибкие навыки») позволяют быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек. Традиционно в психологии их относят к числу социальных навыков: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, межличностное общение, ведение переговорных процессов, работа в команде, личностное развитие, управление временем, эрудированность, креативность и т.п. Заметим, что ни одно из множества перечисленных выше умений не относится только к конкретной специальности. и только к ней.

Soft skills важны как в работе, так и в жизни. Большая часть навыков, используемых для достижения целей, – это Soft skills. При этом чем выше вы взбираетесь по карьерной лестнице, тем большую роль играют социальные навыки в вашей жизни, в то время как профессиональные отходят на второй план. Ведь чем выше занимаемый пост, тем большее количество подчиненных и сотрудников могут проконсультировать вас по всевозможным вопросам. Поэтому 70% тренинговых программ и курсов ориентированы на освоение навыков из ряда Soft skills.

Где используются «твердые навыки» - hard skills?

Hard skills («хардскилз», англ. Hard skills - «твердые навыки») - технические навыки, связанные с выполняемой деятельностью в области формализованных технологий: делопроизводство, логистика, метод слепой печати, управление автомобилем, программирование и т.п. 
Так как данные навыки устойчивы, хорошо обозримы, измеримы и отождествляемы с конкретными конструкциями, они входят в перечень требований, изложенных в должностных инструкциях, легко подвергаются раскладыванию на ряд простых и конечных операций.

Навыки из категории Hard skills просты для наблюдения в повседневной жизни. Например: пилот самолета, не задумываясь, расскажет последовательность действий по взлету и посадке. Его инструкции будут схематичны, конкретны и последовательны. При наличии практических занятий, человек, обучающийся навыку категории Hard skills, способен довести приобретенное умение до автоматизма и в дальнейшем применять его в повседневной практике, следуя четко установленной последовательности действий или «по шаблону».


В целом, программные курсы, направленные на выработку и «жестких», и «мягких» навыков, предполагают обязательное закрепление модели поведения в условиях ежедневного применения. Однако программы по формированию навыков Soft skills в обязательном порядке строятся по принципу последовательной отработки навыков при помощи упражнений и практических симуляций, заставляющих принимать самостоятельные решения. Только в этом случае они дают стабильный результат. А иначе малейшее отклонение от схемы, любой не рассмотренный в предложенной (готовой) модели вопрос мгновенно приводит обучающегося в замешательство. 

Степень освоения навыков из категории Soft skills сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. Поэтому стоит отметить, что применение Soft skills возможно только при условии умения использовать различные модели поведения, целостно понимать собственные и общие интересы, расставлять приоритеты и делать выбор. Результативное освоение навыков из данной категории всегда направлено на выработку способности видеть и различать множественность полутонов и вариантов ситуации.Итак, если подытожить вышесказанное и провести сравнительный анализ между навыками, то получится следующее: 

HARD SKILLS:SOFT SKILLS:
◊  Компетентность
◊  Экспертиза
◊  Технические знания/квалификация
◊  Критичны в краткосрочной перспективе
◊  Развитие происходит быстрее
◊ С меньшим усилием и гарантированным результатом (при соблюдении базовых критериев: мотивация, обучаемость и др.)
◊  Практически не подвержены обратному развитию

◊  Компетенции
◊  Ценности
◊  Релевантный действиям поведенческий паттерн
◊  Критичны в долгосрочной перспективе
◊  Развитие происходит медленнее
◊  С большим усилием, достижение требуемого уровня не гарантировано («предел» компетенций, глубокая интеграция в структуре личности)
◊  В специфических условиях – подвержены обратному развитию

ИВК


Последние отзывы (9)

  • Галина, 28.11.2014

    Статья понравилась. Кратко и всё понятно. Спасибо.

    Статья понравилась. Кратко и всё понятно. Спасибо.


  • Роман, 25.04.2015

    Да, отличная статья, спасибо

    Да, отличная статья, спасибо


  • Лилия, 17.10.2015

    Благодарю автора за данную статью.

    Благодарю автора за данную статью.


  • Вера, 07.12.2015

    Великолепная тема для понимания человека в деле

    Великолепная тема для понимания человека в деле


  • Светлана, 26.05.2016

    Вот спасибо

    Вот спасибо :)


  • Артур, 01.08.2016

    Согласен со всеми, емкая и краткая статья на тему. СпасибО!

    Согласен со всеми, емкая и краткая статья на тему. СпасибО!


  • Бо, 07.10.2016

    Отличная статья. Все по делу и структурно.

    Отличная статья. Все по делу и структурно.


  • Джеки, 12.10.2016

    Спасибо, за статью! Супер

    Спасибо, за статью! Супер


  • Алексей, 15.11.2016

    Большое спасибо. Структурно и понятно

    Большое спасибо. Структурно и понятно