Регистрация /

Как говорить красиво и убедительно?

Версия для печати

Каждому из нас в той или иной мере, независимо от профессии, нужно обладать искусством убеждения. Защищаем ли мы научный проект, призываем купить продукцию, делимся информацией – чтобы наша речь не прошла мимо ушей собеседника и запомнилась, она должна быть содержательной, понятной и выразительной.  

Как говорить красиво и убедительно?

Содержательность речи

Содержательной речь считается в том случае, если в ней четко прослеживается главная мысль (то есть выступающий чрезмерно не растекается мыслию по древу), сообщаются ценные факты (статистические данные, историческая справка, изложение хода событий). Также очень важно, чтобы сообщение отличалось новизной — избегайте избитых примеров, банальных выводов. Слушатель не должен скучать!

Понятность

Чтобы речь была понятной, она должна быть структурированной, иметь вводную, основную и заключительную часть, логичной — слушатель должен осознать, почему из сказанного следует именно такой вывод. Предложения должны быть по возможности простыми, язык ясный. Помимо этого, необходимо учитывать аудиторию, перед которой вы выступаете. К примеру, если вы читаете лекцию о вреде курения учащимся школы, не употребляйте фраз вроде «Курение способствует развитию тяжелой соматической патологии»…

Выразительность

Выразительность речи достигается за счет красивой, «поставленной», речи и лексических средств.

Красивая речь

Нужно проговаривать слова, четко артикулируя, не глотая слоги, правильно расставляя ударения. Следите за интонацией. При необходимости некоторые фразы нужно произносить с нотками иронии, иногда добавить в голос «металла» или бархатистые лирические нотки.

Это не всегда удается просто. Однако «достигается упражнением».

Практические рекомендации

1. Работа с диктофоном. Запишите на диктофон свою речь — прочтите отрывок из художественного произведения в прозе или в стихах. Затем прослушайте запись. Для вас станут очевидными те недостатки вашей устной речи, которых вы раньше не замечали, — где-то вы излишне торопитесь, или говорите монотонно, глотаете окончания слов, нечетко произносите некоторые звуки.

2. Потренируйтесь произнести подготовленную речь перед зеркалом. Проследите за мимикой, жестикуляцией. Не делаете ли Вы ли лишних пассов руками, нет ли у вас привычки морщить лоб, дергать шеей? Постарайтесь контролировать свое выражение лица. Прочтите один и тот же текст вяло, монотонным голосом, с непроницаемым выражением лица, затем — энергично, с разнообразной интонацией. Подберите наиболее подходящую интонацию для какой-либо отдельной фразы.

Лексические средства

Лексика должна быть богатой и образной. Старайтесь (уместно!) использовать пословицы, фразеологизмы, аллегории, сравнения, эпитеты и метафоры. Как правило, богатый словарный запас имеют образованные начитанные люди, в багаже которых много прочитанной художественной и узкоспециальной литературы. Поэтому первый совет желающим говорить красиво и убедительно – больше читайте! Причем желательно произведений классической литературы, а не бульварных романов, лексика которых не отличается богатством и образностью.

Можно также выполнить несколько упражнений на развитие ассоциативного и образного мышления.

Практические рекомендации

1. Учимся мыслить образами. Ищем метафоры и эпитеты (художественные средства, основанные на переносе наименования по сходству) в тексте. Для этого подойдет любой художественный, а также публицистический текст. Не раздумывая над поиском примера, я только что открыла на сайте свежий номер Российской газеты и читаю заголовки: «Дави на жалость» (дави — в смысле воздействуй), «Мутант приходит по-английски» (по-английски — «без объявления о себе» и так далее. Обычно мы «глотаем» хлесткие заголовки, не очень задумываясь о том, чем именно они зацепили наше внимание. А между тем — как правило, это происходит за счет неожиданных образов.

2. Развиваем ассоциативное мышление. Возьмем любой текст. Вот, к примеру, предисловие к книге Тренева Н.Н. «Основы делового общения»:

«Не уметь общаться может только физик-теоретик. Рабочий же день руководителя – состоит из общения».

Заменим в нем все глаголы на близкие по смыслу. К примеру: «Не испытывать потребности в общении может только физик-теоретик. Рабочий же день руководителя наполнен общением» и т.д.

Ту же операцию можно провести и с существительными: «Не уметь общаться может только ученый, в одиночку занимающийся теоретическими исследованиями. Рабочее время большинства людей состоит из обмена информацией».

Далее можно украсить фразу эпитетами: «Не уметь доступно и красиво изъясняться может только глубоко закопавшийся в сложные научные исследования физик теоретик».

3. Учимся импровизировать. Возьмем для примера ту же фразу, что и в предыдущем упражнении, выделим из нее три опорных слова: «общение», «физик-теоретик», «руководитель» (в тексте большего объема количество опорных слов может быть и большим, но начните упражняться на небольших фразах). И теперь самостоятельно составьте фразу с использованием данных слов. Например: «Физику-теоретику не обязательно быть блестящим оратором. Другое дело – руководитель предприятия, для которого общение является сутью повседневной деятельности».

Ну и последний совет — внимательно слушайте публичные выступление политических лидеров, успешных бизнесменов, ученых и мысленно оценивайте их речь – насколько она выразительна, логична, понятна. Учитесь на их ошибках и заимствуйте достоинства. И конечно же, старайтесь отрабатывать приемы ораторского искусства в вашем деловом общении, и даже иногда в компании семьи и друзей. 

Наталья Мягкова

Отправляете сотни коммерческих предложений, просьб и других деловых писем каждый день, но не добиваетесь своим посланием нужного результата? Не знаете как ненавязчиво и вежливо напомнить адресату о его обязательствах? Тогда Вам непременно поможет онлайн тренинг «Навыки делового письма»! Вы можете пройти его в любое удобное время по адресу: http://www.mental-skills.ru/training/29/.


Последние отзывы (0)