Регистрация /

Кейсы: какие бывают и где их взять?

Версия для печати

Кейсы как описания случая и ситуации. Какие бывают кейсы в обучении и оценке? Где найти качественный кейс, сфокусированный на целях и задачах компании? Чем эффективен метод case study (кейс стади)? Все о кейсах читайте в нашей статье «Кейсы: какие они бывают и где их взять?»

Кейсы: какие бывают и где их взять?

Какие бывают кейсы?


Кейсы бывают трех основных видов, каждый из которых служит для оценки определенных качеств.

1. Строгий или структурированный кейс (highly structured case). Обычно это короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существуют одно, максимум два правильных ответа. Кейсы предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определенной области знаний. 

Анна Герасимова – маркетолог: 

 Когда я устраивалась на работу в одну фирму, мне и моей конкурентке предложили решить задачу. Дали общую информацию о фирме, продукции и маркетинговых задачах. Также дали несколько таблиц с различными маркетинговыми показателями. Проанализировав информацию, я сразу увидела два варианта действий. Однако решила, что важно проявить креативность, и, кратко описав два возможных решения, сосредоточилась на подробном описании творческого решения задачи. Моя конкурентка, наоборот, тщательно проанализировала и написала подробные рекомендации по традиционным действиям в представленной ситуации. Руководство отметило нестандартность моего решения, но выбор сделало не в мою пользу, так как искало качественного исполнителя, а не «креативщика». Этот, хоть и неприятный, случай дал мне полезный урок, что надо анализировать предпочтения будущего работодателя и познакомил меня с интересной методикой отбора. Теперь для аттестации своих подчиненных я использую метод кейс-тестинга.

2. Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных. Объем их может доходить до 50 страниц. Работа над анализом подобных кейсов может занимать от 2 до 20 часов. Кейсы предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и, конечно, навыков работы в определенной области. Для них существует несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения.  

Михаил Гройсман – бизнес-аналитик: 

 Несколько лет назад я работал в немецкой консалтинговой Компании. Раз в год у нас проходила аттестация. Накануне вечером нам выдавали «мануал» толщиной с хорошую книгу. К утру его требовалось изучить и подготовить презентацию. Обычно это было описание новой ситуации с одним из клиентов. В тот день мало кто ехал домой, все оставались на ночь в офисе, чтобы не терять время на дорогу. С утра мы презентовали наши решения и в небольших группах вырабатывали общее. По итогам анализа кейса и умения работать в команде нам назначали грейд, от которого зависела дальнейшая оплата и карьерный рост. 

Невзирая на сложность, такие аттестации служат хорошим способом взбодрить коллектив, вывести его из состояния рутины. 

3. Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases), могут быть как очень короткие, так и длинные. Главная особенность кейсов– необязательное наличие правильного ответа. Наблюдение за решением такого кейса дает возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведенное время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить ее и использовать на практике. Очень часто подобные задания используются в PR-агентствах. 

Марина Мельникова – старший менеджер PR–агентства, признается, что любит подкинуть своим сотрудникам несколько задачек, т.к. это дает ей возможность оперативно понять, кто сейчас находится в «наилучшей креативной форме» и готов принять участие в сложном проекте: 

— Например, мне очень понравилась одна задача, которую я вычитала в одном английском журнале по PR технологиям. Две фирмы, занимающиеся продажей товаров по почте. Посылочная торговля всегда подразумевает каталог. Обе фирмы продавали одно и то же, адресовались к одним и тем же людям и были одинаково успешны в бизнесе до тех пор, пока одна из них не видоизменила свой каталог – причем вроде бы в невыгодную сторону».

После этого дела у фирмы пошли лучше, чем у конкурента. Необходимо сказать, какое изменение было внесено и почему это помогло фирме улучшить свой бизнес? (Ответ на вопрос в конце статьи). 

Где взять кейсы?


Где же взять кейсы для кейс тестинга? Конечно, идеальный вариант - заказать разработку методики кейс-тестинга у специалиста или у консалтингового агентства. Это обеспечит высокую надежность метода, качественность кейса и его сфокусированность на целях и задачах компании. Однако не все руководители готовы подробно рассказать о проблемах в проектах компании или раскрыть цифры продаж, при необходимости использовать финансовые показатели. Внутренние специалисты по оценке не всегда имеют достаточную квалификацию, чтобы разработать достоверную процедуру кейс-тестинга. Цена разработки среднего по сложности кейс-тестинга будет стоить от 1 до 3 тысяч долларов. 

Некоторые специалисты «адаптируют» западные кейс стади для оценки навыков сотрудников. В то же время сложно назвать данную процедуру результативной, так как западные реалии редко эффективно работают в российской среде. Часть российских вузов (особенно те, где идет преподавание MBA) создают собственные кейс стади на примерах ситуаций российских компаний. Данные кейсы лучше подходят для оценки отечественных сотрудников. Однако они нуждаются в профессиональной обработке, чтобы превратиться в полноценный кейс-тестинг. В них обязательно должны быть прописаны поведенческие индикаторы и правильные ответы. Обычно вузы не раздают подобные материалы, но многие слушатели курсов попросту их «одалживают» и используют в своих целях. Часть вузов занимаются коммерческой деятельностью и готовы взяться за разработку кейс-тестинга. К сожалению, преподаватели, зачастую обладая высокими аналитическими способностями, не всегда достаточно компетентны в разработке оценочных процедур.     

Некоторые компании и обучающие центры выкладывают отдельные кейсы в открытом доступе в интернете. Они бывают как интересные и реальные, так и очень «надуманные» и далекие от жизни. Часто сомнительна достоверность материалов кейсов. 

На русских и западных бизнес-сайтах можно найти форумы с обсуждением вариантов решения интересных кейсов. Но для оценки такие материалы малопригодны. Нет гарантий, что сотрудник не читал подобный материал. Шесть лет назад «Международный Центр Учебных Материалов» выступил с интересной инициативой сбора информации у российских компаний и создания учебных кейсов. Планировалось частично размещать материалы в интернете. Однако на данный момент Центр перестал существовать и интересный проект закрылся. Некоторые кейсы публикуются в рамках проекта E-xecutive (сообщество эффективных менеджеров и профессионалов). В то же время они зачастую не имеют правильных вариантов ответов и относятся к типу первооткрывательских кейсов, а значит, не совсем подходят для оценки. 

Некоторые HR-специалисты или руководители идут еще более простым путем. В бизнес-журнале находят аналитическую статью с необходимыми данными и удаляют выводы. Дальше дают данный материал как кейс-тестинг, а выводы автора используют в качестве правильных ответов. Однако такой вариант скорее пригоден только для поверхностной оценки. Для серьезной оценки персонала это вряд ли подходит. 

На данный момент в России есть несколько компаний и отдельных специалистов, предлагающих или способных изготовить качественные кейсы для оценки. Есть отдельные специалисты-психологи, которые делают интересные кейсы для оценки. Рынок кейс-тестинга не сформирован, нет ни четких критериев качественного продукта, ни методологии разработки. 

Ответ на вопрос Марины Мельниковой: 

Фирма выпустила каталог меньше размером, чем конкуренты. Человек по привычке всегда кладет книгу меньшего размера поверх большей, поэтому у них увеличились продажи. 

ИВК

Полная версия статьи в журнале "Кадры предприятия" №12/2006


Последние отзывы (0)