Регистрация /

E-learning, дистанционное обучение — будущее корпоративного обучения?

Версия для печати

ELearning — метод дистанционного обучения с помощью компьютерных систем. Много Компаний уже используют подобные системы, другие пока раздумывают, окупится ли подобная система. А каковы реальные возможности E-learning ?

E-learning, дистанционное обучение — будущее корпоративного обучения?

Без регулярного развития персонала не может обойтись ни одна крупная Компания. Однако расходы на обучение тоже значительны. Российские Компании для снижения затрат создают корпоративные университеты, нанимают сторонние Компании, занимающиеся развитием персонала, или все традиционное обучение заменяют на eLearning. Однако давайте вспомним, что западные Компании несколько лет назад переживали бум электронных систем обучения. Расходы на eLearning занимали до 50% в бюджете на развитие. Сейчас этот  процент не превышает 25. Почему  западные  Компании разочаровались в eLearning?

Казалось бы, так привлекательно – покупаешь eLearning программу  по менеджменту и обучаешь ей весь персонал Компании. По сравнению с традиционными системами одни только выгоды. Во-первых,сотрудники обучаются без отрыва от производства – учеба происходит вечером, в выходные и обеденные перерывы, тогда как обычный тренинг или семинар требуют прекращения текущей деятельности. Во-вторых, значительная экономия денег – в среднем день тренинга в известной консалтинговой Компании стоит более 100 долларов на человека. Обучение 300 человек обойдется уже в 30 тысяч долларов. В то же время, elearning программа с несколькими аналогичными интерактивными тренингами будет стоить около 10 тысяч или меньше. И никаких расходов на переезды, кофе-брейки, гостиницы… Так как за эти деньги получается несколько тренингов, то экономия очевидна. Так почему же eLearning до сих пор не вытеснил традиционные способы развития персонала? Причина в том, что поставить знак равенства между eLearning и традиционным обучением невозможно. Давайте попробуем разобраться, чему же реально можно обучать с помощью E-learning ?

Чему же учит eLearning?


Целями обучения персонала являются две вещи – дать знания и развить навыки. К сожалению, часто, эти два понятия смешиваются. Например, считается, что достаточно рассказать сотрудникам о методах управления временем, и все сразу начнут использовать способы эффективной организации временем. На самом деле такого не происходит. Человека можно заставить прочитать и выучить наизусть пособие «Управление автомобилем для «чайников», но это не означает, что он станет водителем. Поехать получиться только после того, как сформируется навык. При обучении по самоучителю человек разобьет 3-4 автомобиля, прежде чем сможет нормально ездить по тихим улицам. Таким образом, электронное обучение мало эффективно в развитии навыков. E-learning – это эффективный метод «внедрения» знаний в головы сотрудников. В компьютерные системы можно вводить любую информацию, текст, картинки, видео. Не сложно эти знания и проверить, создав простые тесты знаний.

В то же время, следует оговориться, хоть подобные системы и называются eLearning, таковыми они не являются. Правильней их называть  Е-reading - системы интерактивного чтения.  E-learning – система способная "подстраиваться" под уровень знаний и навыков обучающегося.  Е-reading система по своей структуре похожа книгу, с вопросами в конце глав. В то время как, eLearning можно сравнить с несколькими книгами, рассказывающими об одном и том же, но с разной степенью доступностью изложения материала. Если учащийся не справляется, то он переходит к другой книге, где материал изложен более доступно. Если же обучение идет легко, то возможен переход на более ускоренный курс или «продвинутый» материал.

А возможно ли с помощью eLearning развивать навыки? Тут тоже не все просто. Некоторые действия человека невозможно сымитировать и оценить с помощью электронных систем. Компьютеры пока не могут охватить все варианты поведения человека. Например,  как с помощью компьютера оценить эффективность влияния продавца на покупателя, в "Тренинге продаж"? Оценка и интерактивная имитация будет слишком условной, что не даст эффекта развития. В то же время есть ряд мыслительных навыков, которые легко поддаются развитию – управление временем, принятие решений и другие.

Серьезные ограничения на развитие навыков накладывают невозможность адекватно отразить действие и его результат на мониторе. Имитации и оценке не поддаются практически все навыки, связанные с речью (навыки убеждения, продажи, мотивации), требующие навыка использования сложных информационных систем - вождение автомобиля или подача газа на ТЭЦ. eLearning эффективен, когда действия можно адекватно имитировать на мониторе. Это различные обучающие программы для работы на компьютере; управления различными процессами, результаты которых можно отразить в виде конкретных цифр. Например, тренинг управления временем, легко можно превратить в E-learning — тренинг, а навык письменной коммуникации нет.

E-learning: По ту сторону монитора


При работе с eLearning необходимо учитывать не только корпоративные особенности Компании, но и психологию будущих учащихся. 
 
По статистике около 50 процентов учащихся не заканчивают долгосрочные (год и более) курсы дистанционного обучения. Для оставшихся ведущим мотивом во многом было желание не потерять уже вложенные деньги. 
 
Легче всего обучаются представители нового поколения, менеджеры до 25 лет. Люди постарше уже начитают испытывать сложности. «Закрытыми» для eLearning обучения считается аудитория старше 45 лет — эффективно обучиться способны не более 20 процентов.

Андрей Макаров, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами Компании «Новый диск»:

«Отсутствие интереса пользователей к электронным курсам зачастую вызвано однообразием данных продуктов. Даже если материал курса сам по себе составляет огромный интерес для пользователя, он устает из часа в час смотреть на одинаковые страницы с разным текстом. Например, наша Компания при разработке курсов заранее учитывает тот факт, что не только содержание должно поддерживать внимание пользователя на протяжении изучения курса, но в подобных продуктах также должны присутствовать дополнительные элементы мотивации пользователей к обучению. Поэтому на данный момент «Новый Диск» использует в своих курсах, такие элементы, как видеосюжеты, которые не просто демонстрируют ситуацию пользователю, но и развлекают его. Помимо видеосюжетов, мы  разработали уникальную методику увлечения пользователей различными типами упражнений для самопроверки, которые пользователь проходит на протяжении всего курса. Сейчас в их распоряжении около 18 типов различных упражнений, например игра в шахматы, необходимость вырастить дерево, красочная палитра и другие.»

У eLearning есть много психологических ограничений – многие сотрудники испытывают серьезные сложности с работой на компьютере, даже с простыми программами вроде WORD или EXCEL. Они овладели несколькими базовыми действиями, и все, что выходит за эти рамки, вызывает у них неподдельный ужас. Однако они это тщательно скрывают, так как боятся показаться некомпетентными. Обучаясь на компьютере, такой человек будет демотивирован,  развивающий эффект будет минимальным. Так же немало людей испытывают сложности с необходимостью много читать с монитора, они не воспринимают компьютер как инструмент для обучения.  

Все это означает, что для эффективного использования eLearning в корпоративном обучении необходимо делать краткосрочные курсы, уделять внимание мотивации будущих учащихся и их готовности к обучению.

Вкладываться или нет в дистанционное обучение (elearning)?


Если у E-learning есть столько ограничений, имеет ли смысл тратить на него деньги, позволит ли он сократить расходы на обучение? Если оценить финансовую отдачу от подобного проекта, то здесь надо считать не сэкономленные деньги, а средства, которые будут заработаны в результате повышения эффективности обучения. На тренингах и семинарах львиная доля времени тратиться на объяснение теоретического материала. При наличии eLearning системы в Компании отдачу от каждого семинара можно увеличить в несколько раз, за счет того, что все теоретические основы сотрудники изучат заранее в свое свободное время. Тренер сможет все свое внимание сосредоточить на развитии практических навыков, что повышает эффективность обучения в несколько раз.

Экономичность обучения с помощью eLearning раскрывается в крупных Компаниях, когда нужно обучать много сотрудников, находящихся в разных местах. Например, перед крупной дистрибьюторской Компанией несколько раз в год встает проблема обучения сотрудников работе с новым продуктом. Раньше  для организации этого процесса специалист по развитию придумывал семинар по новому продукту, выезжал в регионы и обучал местных специалистов, а те уже - торговых представителей. На реализацию всех этих действий требовалось, как минимум, месяц. При использовании E-learning стало возможно произвести подобное обучение за неделю.

Андрей Макаров, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами Компании «Новый диск»:

«Примером экономии средств за счет использования elearning является опыт Компании METRO Cash & Carry. Один из очень важных процессов в METRO – это проведение ежегодной инвентаризации, т.к. компания закрывается всего лишь на 1 день в году для проведения инвентаризации и в это время соответственно надо уложиться. До 2004 года обучение инвентаризации проходило при помощи очных тренингов, организованных внутренними тренерами компании и, чтобы охватить весь персонал, необходимо было начинать обучение за 4-5 месяцев до проведения инвентаризации. Проблему так же составляла огромная текучесть персонала, характерная для торговых работников в компаниях данного сегмента. Уже обученные сотрудники могли запросто уволиться, а на их место приходили новые, которых приходилось обучать уже на месте в процессе проведения инвентаризации. Неудивительно, что каждый год инвентаризация задерживалась, и магазины приходилось открывать позже назначенного срока. Проблемы проведения инвентаризации разрешились в 2004 году с помощью простого решения – создания краткого электронного курса по инвентаризации, который сотрудники в зависимости от занимаемой должности проходили по 30 – 50 минут, а по прохождению курса каждому сотруднику предлагался тест, по итогам которого было видно, готов работник к проведению инвентаризации или же нет. Обучение прошло всего за 3 недели, а не за несколько месяцев, как это было ранее. Результаты оказались на лицо – впервые инвентаризация прошла без малейшей задержки. По оценкам METRO C’n’C экономическая эффективность от внедрения подобного решения уже составила более 200 %, но, самое главное, что Компания избавилась от своей «головной боли» на несколько лет вперед.»

Системы электронного обучения могут быть дополнительными мотиваторами для сотрудников. Например, группу кадрового резерва Компании можно послать на двухгодичное обучение в МВА, а  можно обучить дистанционно в современном западном университете (даже в знаменитом Оксфорде). ELearning обучение будет служить отличным «мотиватором» для сотрудника, даст ему основы знаний о нужном предмете и позволит Компании не затратить слишком много. В целом, такое обучение в одном из известных английских ВУЗов обойдется 10 – 15 тысяч долларов, когда как очное обучение сотрудника в сумму раза в два – три больше (расходы на проживание, очное обучение, замена его на рабочем месте и так далее).  

Что предлагается на рынке услуг eLearning?


В большинстве случаев сейчас на рынке предлагаются Е-reading системы обучения. К сожалению, многие из них представляют собой простые аналоги «бумажных» учебников, с системой тестирования. Эффективность подобного обучения невысока. Однако подобные системы тоже имеют варианты применения.

Технический директор Компании «Кано-Компьютерс» Борисов Виктор: 

«Мы предоставляем нашим клиентам Е-reading системы обучения офисным программам и основам по работе с компьютером в комплекте с устанавливаемым программным обеспечением. Это дает возможность сотрудникам Компаний клиентов повышать свой уровень компьютерной грамотности и делать меньше запросов технической службе, решая часть проблем самостоятельно. Мы делаем это как дополнительный бесплатный бонус к основной услуге, который позволяет клиенту и его сотрудникам не забывать, кто обслуживает его компьютеры и сеть. Мы не стали делать полноценный E-learning курс, так как затраты на создание не окупятся. Е-reading система не дорога и  позволяет быстро научиться тем, кто этого хочет и может.»

Меньшую часть представляют относительно полные системы E-learning обучения. Материалы в них разнообразны и приспособлены под представление на мониторе. Такие eLearning  системы имеют механизм адаптации, под учащегося и наполнены разнообразным мультимедийным содержанием. Стоимость подобных курсов начинается от 20 долларов за человека в месяц. При этом обучение зачастую происходит через Интернет.

Еще один продукт – это E-learning системы – оболочки,содержание которых может быть абсолютно любым. Компания сама вносит необходимые материалы в эту систему, придумывает систему оценки. Цена подобных оболочек около 10 – 20 тысяч долларов.

В принципе, для каждого продукта есть свой покупатель. Е-reading системы выгодно использовать для информирования широкого круга сотрудников о новых продуктах, технологиях, когда требуются от сотрудника только знания.

Готовые eLearning тренинги выгодны небольшим Компаниям (до 300 возможных учащихся), которые хотят научить сотрудников быстро и недорого, по сравнению с обычными тренингами. А тратиться на создание собственной E-learning системы невыгодно.

Оболочковые продукты – это решение для крупных Компаний (от 300 потенциальных учащихся), которые могут нанять несколько человек и быстро создать необходимую им систему обучения как дополнение к основной. Так же это решение для небольших Компаний, обучение которых не в вписывается в рамки готовых продуктов.

Интересно, что для разработки простейшего Е-reading курса достаточно нужный вам материал перевести в электронный вид и создать простейшую программу на HTML – язык программирования для Интернета. Любой специалист в области IT технологий сможет «запрограммировать» Е-reading урок за пару часов. Правда, рассматривать ее в качестве серьезного продукта нельзя.

Сейчас eLearning системы следует рассматривать как эффективное дополнение к традиционным методам обучения. 
 
В то же время эффект от внедрения E-learning будет заметен в крупных Компаниях, в ситуациях разбросанности персонала и необходимости давать сотрудникам знания, а не навыки. Отдельно стоит отметить  положительное влияние Elearning обучения в случаях, когда оно дополняет традиционные тренинги.  

ИВК, психолог, консультант по работе с персоналом. 
Статья была опубликована 
Журнал: «Управление развитием переоснала», #1, 2006 г. в Издательский дом Гребенникова 


Последние отзывы (0)