Регистрация /

Как не стать жертвой манипуляций

Версия для печати

Общение с некоторыми людьми, будь то члены нашей семьи, коллеги или просто знакомые, заставляет нас чувствовать себя обманутыми. И речь не идет о вымогании денег или вообще о каких-либо уговорах. Мы добровольно попадаемся на крючок, наплевав на свои дела и отправляясь решать чужие проблемы. Какие же слова и интонации так действуют на нас и как не стать жертвой манипуляции в очередной раз?

Как не стать жертвой манипуляций

Приманка

У всех нас есть слабые места, на которые опытный рыбак (читай манипулятор) способен нас поймать, как рыбу на крючок. Нет, это не темные вехи репутации или другие факты, которыми можно было бы нас шантажировать. Это то, на что мы реагируем лучше всего. Для кого-то это жалость, для других — вина, для третьих — повышенная ответственность, власть, лесть, слава и т.п. Общаясь достаточно долго, мы непременно проявляем эти свои «ахиллесовы пяты».

Слова, которые заставляют нас бросать все и надевать костюм спасателей, могут быть разнообразны. Кто-то «ведется» на жалобные интонации, кто-то на обилие эпитетов, но общая особенность одна: мы сами когда-либо пережили ситуации, подобные тем, о которых нам говорят. Это может быть опыт выживания с грудным ребенком, сцены семейного насилия, потеря документов и денег на вокзале/в автобусе/поезде. Кому-то стоит лишь услышать неприкрытую лесть о своем всемогуществе и отзывчивости, а кто-то испытывает потребность почувствовать себя нужным кому-то. У большинства таких слабых мест одно происхождение — наше детство с втолдыченными родителями ценностями, что любят тех, кто помогает ближним.

Срывая маску

Как отличить хвалебные речи манипулятора от искренних эмоций? Обратите внимание на то, что в случае правдивого выражения восхищения, собеседник использует местоимение «я» («Я благодарен…»), а в случае манипуляции «ты» или «Вы» («Ты такой молодец, на тебя одна надежда…»). То есть нас одевают в одежды эдакого супергероя, который может все. Зачастую надеваемая манипуляторами маска чем-то близка нам, и мы время от времени вживаемся в предлагаемую роль, а то бы точно почувствовали неладное.

А дальше по сценарию. Нужно соответствовать роли, делая невозможное возможным. Если Вы не спешите отправляться по начертанному манипулятором пути, он попытается подбодрить Вас , раздувая факт оказания рядовой услуги в прошлом до размеров спасения жизни.

Лучшей лакмусовой бумажкой для определения готовящейся манипуляции является наличие у Вас стойкого чувства неловкости, когда Вы слышите слова похвалы. В случае с искренней и заслуженной похвалой мы обычно радуемся и получаем удовольствие, наш восторг и ликование вполне объяснимы и адекватны. А когда тебя начинают умасливать, стоит помнить, что потом положат на бутерброд и будут есть.

То есть, в очередной раз услышав хвалебную речь с обилием слов «ты самый…», «ты такой…», усомнитесь и не позвольте отвлечь Вас от сути дела.

Благодарность без границ и форм

Не хотите стать жертвой манипуляции — будьте начеку. Вас обычно не будут ни о чем просить, ведь в просьбе, как в открытом взаимодействии, нет лазейки для шантажа и подвоха. А в случае манипуляции вроде как и просят, но не прямо, а аккуратно формируя понимание того, что, кроме нас, некому что-то сделать, кого-то выручить.

Еще один безотказный крючок манипуляторов — надо. Идет в паре с безличным предложением (надо бы что-то сделать, купить, куда-то поехать, кому-то помочь и т.д.). Действующее лицо отсутствует, но тот, кто станет жертвой, обязательно услышит в этом призыв к действию.

Однако, если никто ни о чем вроде как не просил и мы сами стали инициатором действия, то и благодарности ждать не стоит, как и удовлетворения от совершенного. Ведь представления манипулятора и наши всегда идут вразрез.

Первая помощь при манипуляциях

Что делать, если чувствуете, что Вас хотят обвести вокруг пальца и использовать?

Отмечайте про себя сигналы надвигающейся манипуляции. Это неловкость или даже раздражение, когда Вас хвалят. Сразу переключите мысли на то, что Вас заманивают в ловушку. Искренние друзья не станут употреблять литературных эпитетов, чтобы расписать Ваше всемогущество.

Скажите себе «стоп». Будет это касаться открытия кошелька или старта мозгового штурма на тему «как помочь ближнему?», не важно. Главное — ничего не предпринимать. Дослушайте до конца, может, и делать ничего не придется, кроме как выслушать и посочувствовать (мы не говорим о профессиональных мошенниках и вымогателях, а лишь об общении с родственниками и знакомыми). Помните, что невостребованная и не вызванная конкретной просьбой помощь останется без благодарности. Дождитесь просьбы или предложите помощь сами. Только сначала спросите, чем Вы можете помочь, а потом действуйте.

Если все же Вас о чем-то просят, то сперва стоит проверить, не пытаются ли Вами манипулировать. Зачастую манипуляция идет в ногу с чувством вины и страха. Вспомните несколько реальных историй из собственного опыта, когда Вы были виноваты, а также парочку реально страшных случаев. Неприятные чувства, верно? Запомните их. И они уже будут Вам знакомы, когда очередной манипулятор решит воспользоваться Вашей добротой, и послужат сигналом дать отпор. 

Дарья Кораблева

Хотите быть уверенным и внушительным, научиться убеждать, применять весомые аргументы, задавать нужные вопросы? Но не знаете, где взять время на приобретение нужных навыков влияния? Тогда наш онлайн тренинг «Психология влияния. Как оказывать влияние на людей» - это то, что поможет Вам в этом! Вы можете пройти его в любое удобное время по этому адресу.


Последние отзывы (0)