Регистрация /

Как сделать критику конструктивной?

Версия для печати

Даже если мы не занимаем руководящую должность, нам приходится время от времени выступать с критикой в чей-то адрес. К примеру, нас не устраивает позиция, выбранная коллегой в совместном рабочем процессе. Или обслуживание в магазине, банке, больнице. Или поведение домочадцев. А уж если мы руководим коллективом сотрудников или являемся ответственным лицом в проекте, то освоить искусство критики придется неминуемо. Ведь мало выразить свое недовольство, важно достичь желаемого результата – изменения поведения критикуемого. Итак, как сделать критику конструктивной?

Как сделать критику конструктивной?

1. Подготовьтесь заранее к разговору.

Перед началом беседы соберите фактическую информацию — конкретные случаи нарушения трудовой дисциплины, допущенные в работе ошибки. Вы должны привести в разговоре такие факты, которые критикуемый не сможет отрицать. Определите для себя цель будущей беседы, сформулируйте конкретные требования, выполнения которых хотите добиться. Если Вы завершите беседу словами: «Я требую более ответственного отношения к работе», Ваш подчиненный, безусловно, будет согласно кивать в ответ, но, покинув кабинет начальника, через время вернется к привычной линии поведения. Поэтому лучше обязать его к выполнению конкретных действий. Например: «В конце каждого рабочего дня, в 17.00, жду отчета о количестве совершенных звонков (состоявшихся встреч, подготовленных документов и пр.)».

2. Постройте беседу с соблюдением очередности подачи информации. 

Лучше всего начать с позитивной ноты: «Иван Иванович, мы много лет работаем вместе, и я знаю Вас как человека ответственного и опытного». Или: «Владимир Владимирович, Вы молодой специалист и быстро усваиваете новую информацию». После этого можно перейти к сообщению критического характера, которое должно состоять в изложении конкретных фактов. При этом следует помнить о том, что критиковать нужно не личность, а поступок. Неправильно утверждать: «Вы не способны организовать свой рабочий процесс». Нужно указать: «Вы потратили с 10.00 до 12.00 время на упорядочивание базы данных клиентов, тогда как было гораздо важнее разослать им срочное рекламное предложение». Еще раз убедитесь в понимании сотрудником задач и приоритетов компании и постарайтесь закончить беседу также на позитивной ноте, чтобы по окончании беседы сотрудник не был деморализован, а напротив, собрался для решения поставленных перед ним задач.

3. Следите за своей речью

В разговоре выбирайте нейтральные слова и выражения, старайтесь не поддаться эмоциям, не сорваться на повышенный тон. Вы не добьетесь конструктивного результата, если собеседник почувствует себя обиженным, оскорбленным, станет закрытым для дальнейшего диалога.

4. Дайте критикуемому высказаться. 

Не превращайте беседу в обвинительный монолог. Выслушайте мнение оппонента. Постарайтесь установить доверительные отношения с собеседником. Поинтересуйтесь причиной совершенных ошибок или нарушений. «Иван Иванович, на прошлой неделе Вы трижды пришли на работу с опозданием на 15, 20 и 30 минут. По какой причине?» Или «Позавчера вы сделали ошибку при заполнении договора. У Вас не было возможности уточнить данные?» Или: «Ваша производительность последние дни значительно уменьшилась. Всё ли в порядке со здоровьем? Всё ли благополучно в семье?»

Внимательно выслушайте ответ сотрудника, не перебивая его, даже если очевидно, что человек на ходу выдумывает оправдания своей халатности. Важно, чтобы человек не чувствовал, что «никто и слушать его не будет», а рассчитывал на справедливую реакцию с вашей стороны.

5. Сохраняйте открытую позицию в диалоге.

Готовиться к беседе заранее не означает заранее сделать выводы и принять решение. Вполне возможно, что и Вы что-то упускаете или видите в неправильном свете. К примеру, сотрудник не выполняет план, поскольку отсутствует необходимое техническое обеспечение. Или столкнулся с непредвиденными трудностями в новом проекте. Иной раз, такие беседы в конфликтных ситуациях могут подтолкнуть к поиску новых решений и усовершенствований. Поэтому помните, что Ваша цель — сотрудничество и конструктивный диалог либо принятие решения о том, что конфликтная ситуация может быть решена только расторжением совместной деятельности.

Наталья Мягкова

Хотите быть уверенным и внушительным, научиться убеждать, применять весомые аргументы, задавать нужные вопросы? Но не знаете, где взять время на приобретение нужных навыков влияния? Тогда наш онлайн тренинг «Психология влияния. Как оказывать влияние на людей» — это то, что поможет Вам в этом! Вы можете пройти его в любое удобное время по адресу: http://www.mental-skills.ru/training/27/.


Последние отзывы (0)