Регистрация /

Коучинг: метод или панацея?

Версия для печати

Бытует мнение о том, что коучинг заменил собою все существующие технологии бизнеса — тренинги, консультирование, наставничество, консалтинг. Однако это не совсем верно. Хотя коучинг и вобрал в себя элементы каждого метода, но существенным отличием его является то, что он не дает готовых ответов, а готовит почву для принятия самостоятельных решений. Коуч создает условия, в которых обучаемый сам находит свой вариант решения проблемы.

Коучинг: метод или панацея?

Преимущества коучинга

Казалось бы, а зачем это нужно? Не проще ли дать сотруднику прямые руководства к действию или обучить схеме и правилам поведения в вероятных рабочих ситуациях?

На самом деле не проще.

Во-первых, руководитель в этом случае берет на себя полную ответственность за результат, что требует от него постоянного контроля и напряжения.

Во-вторых, ему нужно быть экспертом во всех сферах деятельности компании, вникать в каждую мелочь. И при этом быть способным на долгосрочное планирование и генерирование новых идей! А ведь насколько проще было бы оптимально организовать тех, кто будет решать локальные задачи на своем рабочем месте.

В-третьих, сотрудник, лишенный возможности проявить инициативу, становится пассивным и теряет заинтересованность в успехе компании.

Психологи утверждают, что только в том случае когда человек сам нашел пути решения, у него появляется истинное желание действовать. В нем просыпаются творческие силы, лидерские и профессиональные амбиции. И только тогда он может работать максимально эффективно.

Всем ли компаниям подходит коучинг?

В первую очередь, коучинг эффективен для развивающихся компаний, в период освоения рынка, старта новых проектов, разработки инновационных продуктов. Он предполагает постоянное возникновение новых ситуаций, в которых нет однозначных и готовых решений. Есть результат, которого нужно достичь. И есть человеческий ресурс, который должен быть мотивирован на достижение данного результата. И первый шаг, который должен сделать руководитель, это определить, с какой категорией персонала имеет смысл проводить коучинг.

С кем можно проводить коучинг?

сегменты сотрудников

Условно сотрудников можно разделить на четыре категории.

Первая категория (А) хочет и может самостоятельно решать задачи, поставленные компанией. Вторая категория (В) хочет, но в силу каких-либо обстоятельств (недостаточный уровень подготовки, опыта, отсутствия необходимых условий) не может.

Третья категория (С) — не хочет и не может. И четвертая (D) может, но лишена мотивации делать это.

Идеальная аудитория для коучинга — это, очевидно, категория А. Потенциальными категориями являются В и D, которые получив требуемую подготовку или мотивацию, попадут в категорию А. С сотрудниками категории С не только бесполезно проводить коучинг, но и необходимо расстаться.

Коучинг в менеджменте

Когда подчиненный приходит к руководителю с нерешенной проблемой, тот может повести себя по-разному.

Следуя одной модели (наиболее типичной на сегодняшний день), он будет искать виновного в ситуации, способы его наказания, а далее сам указывать выход из положения.

Следуя коучинг-подходу, руководитель задаст подчиненному следующие вопросы:

— Какого результата ты хотел достичь?

— В чем ты видишь причину неудачи?

— Какие выводы сделал для себя и чему научился?

— Какие пути решения еще существуют?

— Какие ресурсы на твой взгляд необходимы для решения проблемы?

— Когда приступишь к выполнению и в какой срок планируешь сделать?

Эти вопросы помогут подчиненному переключиться с негативных переживаний по поводу неудачи в конструктивное русло, поставить перед собой новые цели, почувствовать веру в свои возможности со стороны руководителя, получить мотивацию к действиям.

Таким образом, коучинг-подход в менеджменте — это взаимодействие руководителя и подчиненного, при котором руководитель нацеливает сотрудника на самостоятельное решение задач компании.

Несколько эффективных инструментов коучинга

1. 4 этапа проекта. Это список ключевых вопросов, которые способны обеспечить успешное решение задачи.

4 этапа проекта

— Чего ты хочешь?

— Как ты можешь этого достичь?

— Как себя поддержишь, если что-то пойдет не так?

— Что будет в результате?

Как видим из схемы, вдохновение, вызванное желанием достичь полученного результата, заставляет искать пути реализации, а процесс реализации в свою очередь требует коррекции и развития проекта, что приводит к получению желаемого результата.

2. Рамка обратной связи. Эта схема отличается от предыдущей тем, что предполагает ретроспективную оценку ситуации.

рамка обратной связи

Она также включает 4 вопроса:

— Чего ты хотел?

— Как исправишь?

— Какие перспективы открываются?

— Чему учишься?

Таким образом, предполагается, что постановка каждой новой задачи будет учитывать предыдущий опыт.

3. Модель GROW, созданная Джоном Уитмором:

1) Goal — Цель. Сшивка целей. На данном этапе руководитель помогает подчиненному правильно поставить перед собой цель. Очень важно, чтобы подчиненный правильно понял цели компании и смог совместить с ними и достижение целей в плане личного развития.

2) Reality — Ситуация. Осознание и анализ. Перед тем, как начать действовать, нужно оценить все сильные и слабые стороны ситуации. Какова ситуация на сегодняшний день? Какого результата нужно достичь? В какой срок? Какие ресурсы задействовать? Какие трудности могут возникнуть? Каково распределение ответственности между задействованными сотрудниками?

3) Options — Возможности. Нахождение решения. После проведения оценки ситуации необходимо определить пути ее решения, рассмотреть все возможные варианты, выбрать наилучший, наметить запасные пути.

4) What to do/Will — Действия. План. Поддержка. Мониторинг.

На этом этапе составляется алгоритм действий. Здесь правильно задать сотруднику следующие вопросы:

— Каким будет твой первый шаг?

— Каких промежуточных результатов хочешь достичь?

— Кто будет еще задействован?

— Есть ли полная уверенность в успехе?

— Что мешает полной уверенности?

— Чего еще не хватает в твоем плане?

Следует помнить о том, что коучинг не заменит менеджмент. Это только одно из его направлений, причем для одних компаний — жизненно необходимое, а для других — вспомогательное.

Наталья Мягкова

Ищите возможности для своего развития, чувствуете, что не получается совмещать жизнь и работу, ощущаете потребность в ресурсах и силах для реализации себя и своих проектов, понимаете, что стоит на месте и не видит выхода, ищите новые возможности для себя и своего дела? Коучинг - возможность найти в самом себе силы, идеи, ресурсы для решения самых сложных проблем. Услугу можно получить онлайн из любого города СНГ, а также в офисе в Москве. Подробнее.


Последние отзывы (0)