Регистрация /

Как преодолевать агрессию на рабочем месте

Версия для печати

Не нужно быть легкой добычей агрессора! Имея дело с «быком», вам следует перестать быть жертвой. Вы регулярно испытываете страх, работая рядом с одним из сотрудников? На вас кричат, оскорбляют, унижают? Этот сотрудник обсуждает вашу работу на совещаниях, критикует вас или присваивает ваши заслуги в выполнении работ?  

Как преодолевать агрессию на рабочем месте

Если вы ответили «Да», то, скорее всего, вы разделяете судьбу тех, кто подвергается давлению на рабочем месте. (В США число жертв агрессии на рабочем месте оценивается в 54 миллиона человек.)

Если кто-то из коллег выискивает ошибки в вашей работе и постоянно выставляет их на общее обозрение — это агрессор. Или еще хуже, агрессор сплетничает о вас, распространяет лживые слухи и даже саботирует вашу работу. И если вам страшно идти на работу — значит у вас агрессивный сотрудник или босс. И если ваш босс не помогает вам справиться с агрессором, значит нужно самому/ самой позаботиться о своей защите.

Вы не одиноки. И агрессоры нередко встречаются в любом коллективе.

Исследования в Института Агрессии на Рабочем месте (Workplace Bullying Institute, WBI) показали, что:

— 50% американцев не испытывали притеснений и не были свидетелями такой ситуации. Но 35% были жертвами агрессии, 15% были свидетелями притеснений.

— 72% притеснений совершают руководители.

— Среди мужчин преобладают агрессоры (62%), а среди женщин — жертвы (58%) Агрессоры-женщины чаще атакуют женщин, а не мужчин (в 80% случаев).

— По словам жертв, наниматели предпочитают ничего не предпринимать для прекращения притеснений в 81% случаев. По общему мнению, наниматели ничего не предпринимают в 44,8% случаев.

— 45% тех, кто стал мишенью давления, испытывали проблемы со здоровьем, связанные со стрессом, в том числе слабость, беспокойство, панические атаки и клиническую депрессию.

Как обращаться с агрессором?

С агрессором можно справиться и изменить его поведение, если вы готовы проявить на деле личную храбрость. Для этого вам придется что-то сделать самому/самой. «Бык» просто так, сам по себе не уйдет. Если вы превратите себя в легкую добычу, вы этим его поощрите. Поэтому стоит попробовать кое-что предпринять.

1. Вначале установите пределы того, что вы готовы терпеть от агрессора.

После того, как вы ясно осознали пределы допустимого, реализуйте свое право сказать агрессору, что вы требуете прекратить преследование. Можно отрепетировать эти действия с друзьями, тогда вам «в реале» будет легче ответить на атаки агрессора.

1.1. Опишите «быку» его поведение. Не преувеличивайте, не высказывайте своего отношения к этим поступкам. Просто описывайте то, что видите. 

Например: «Вы постоянно вторгаетесь в мое рабочее пространство, перегибаетесь и заглядываете через мое плечо, читаете мою личную корреспонденцию на моем мониторе».

1.2. Расскажите ему о том, как именно он мешает вашей работе. 

«Значительная часть моей работы нуждается в конфиденциальности, защите процесса работы. А ваши действия заставляют меня думать, как спрятать то, над чем я работаю, менять отображаемые на мониторе окна. На это впустую уходит много времени».

1.3. Предупредите агрессора, чего вы не намерены больше терпеть. 

«Больше не входите в мое помещение без разрешения. Это мое личное пространство, и вы здесь чужой».

1.4. Настаивайте на своем, и когда агрессор нарушает личные границы, начинайте возражать.

2. Противостояние агрессору в его собственном стиле.

Возражать «быку» страшновато и трудно.

Но агрессивным людям удается добиваться своего только тогда,

когда они чувствуют твердую почву под ногами.

Твердую почву, которую вы можете убрать из-под их ног.

Они полагают, что вы будете ругаться или замахнетесь телефонной книгой, или предложите выйти... Вместо этого отметьте, что он повысил голос и выйдите из комнаты. Или прекратите разговор.

Помните, Вы взрослый человек, и способны справиться с гневом. Умные родители не уступают капризам ребенка, потому что это приведет к большим капризам.

Вы упаковываете ярость «бульдозера» жестким вниманием. Описывая ему его поступки, вы фиксируете его внимание на них. Не прерывайте эту игру, и после второй или третьей попытки «бульдозер» устанет буксовать в песке.

Этот способ конфронтации работает и на совещаниях. Если «бык» обсуждает вас — руководителя группы, исторгая жалобы и критику, спросите его прямо, что он предлагает. Если это не работает, попросите его покинуть совещание до тех пор, пока вы не закончите обсуждение. Если он отказывается, завершите совещание и назначьте новое время его проведения, но уже без агрессора.

Вам нужно заставить агрессора действовать по вашим правилам.

3. Документируйте агрессивные действия.

Каждый раз, когда вы чувствуете давление, агрессию, документируйте ситуацию с указанием даты, времени и деталей инцидента. Указывайте свидетелей, если они есть. Если вы решите обратиться за помощью в отдел персонала, эти документы, особенно те из них, что показывают ущерб, наносимый результативности бизнеса, дадут работникам отдела полезную информацию и привлекут их на вашу сторону. Ведь притеснитель не только портит ваши нервы, но и ухудшает результаты работы.

Если нападки осуществляют с помощью электронной или обычной почты, то сохраните их на вашем компьютере, а также распечатайте и сохраните в обычной папке.

4. Если мишенью нападок стали и другие сослуживцы.

Запишите, что агрессор распространил недостойное поведение и на ваших сослуживцев. Попросите сослуживцев документировать случаи плохого поведения, свидетелями которого они стали. Имея пять таких свидетельств, вы создаете топ-менеджменту и отделу персонала прочную почву для реагирования. Невзирая на то, что все знают, что агрессор есть агрессор, им нужны свидетельства. Кроме того, если вам в будущем понадобится вести судебное дело, свидетели и документы вам пригодятся. Исследования WBI показывают, что только 3% жертв притеснений подают в суд и 4% жалуются в государственные или федеральные органы.

Итак. Лучше всего сопротивляться давлению, но нельзя исключать возможности судебного процесса, особенно в случае увольнения по вине агрессора.

5. Расскажите об агрессии менеджменту и отделу персонала.

Если вы уже устали бороться, а агрессор придерживается своей линии поведения, настало время обратиться за помощью. Идите к своему менеджеру и в отдел персонала и с помощью документов и свидетельств оформите официальную жалобу.

Рассчитывайте на лучшее, но будьте готовы и к другим вариантам, предусматривающим снижение числа контактов с агрессором. Может быть, даже переход на другую работу. Никогда нельзя сказать точно, как поступит отдел персонала. Оценить результат можно только по поведению агрессора.

Можно откорректировать поведение «быка» на вашем рабочем месте. Постоянным и храбрым личным поведением вы можете нейтрализовать агрессора и сохранить свое рабочее место, оградив себя от конфликтов. 

Александр Пархомов

Читайте также в данном цикле статей:

Трудные люди в коллективе: почему нужно уметь с ними взаимодействовать?

Что такое агрессия на рабочем месте?

Деловое взаимодействие с негативно настроенным сотрудником

Как преодолеть боязнь конфронтации и конфликтов

Почему важно хорошо относиться к коллегам и развивать рабочие отношения

Как вести трудный разговор

Как работать с трудным начальником

Что делать со сплетнями на работе


Последние отзывы (0)