Регистрация /

Как провести «мозговой штурм»?

Версия для печати

как проводить мозговой штурмМозговой штурм — один из самых известных способов рождения креативного командного решения. Будь-то создание, выбор названия или формы нового продукта, вопрос усовершенствования старого и многие другие моменты, прецедентов которым ранее не существовало, поэтому нет возможности (или ее сознательно нужно избежать) пойти по накатанному пути, руководствуясь предшествующим опытом. 

Техника «брейнсторминга» была разработана американским журналистом, совладельцем крупного рекламного агентства BBDO Алексом Осборном в 1953 году. И основывалась она на принципах: «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество».

Несмотря на то, что спонтанность и произвольность рождения новых идей являются необходимыми условиями мозгового штурма, в его проведении существуют определенные правила, которых нужно придерживаться.

1. Организационные моменты.

1) Время. Мозговой штурм лучше не проводить в условиях цейтнота, в спешке. Участники процесса не должны чувствовать над собой давление срочности других задач, иначе они не смогут полноценно сосредоточиться на обсуждаемом вопросе.

2) Место. Это должно быть помещение, в котором можно громко говорить. Желательно, чтобы обстановка была не слишком официальной. Участники должны иметь возможность пройтись по комнате, постоять, откинуться на спинку мягкого кресла. Желательно иметь доску, на которой будут записываться предлагаемые идеи. Также можно использовать для проведения мозгового штурма загородную поездку.

3) Участники. Оптимальное число участников — 2-7. При этом один из них — модератор мозгового штурма, который знает правила его проведения и руководит процессом. В группе не должно быть довлеющего авторитета, в присутствии которого другие участники могут испытывать неуверенность и скованность в высказываниях своих идей.

2. Ход мозгового штурма.

1) Модератор вводит команду в суть вопроса, описывает идею проекта и ставит задачу, которую необходимо решить. Например: «Как повысить продажи?» или «Под каким рекламным слоганом будет проходить кампания?». Или «Какую идею корпоративного праздника предложить компании-клиенту?». Ключевой вопрос нужно записать на доске или большом листе бумаги.

2) Далее каждый участник предлагает свою идею. Модератор записывает все идеи на доске или бумаге, независимо от того, какие они: дорогостоящие, тривиальные, абсурдные. На этом этапе важно не давать оценок и не критиковать, а также не вдаваться в детали и не принимать никаких решений.

Очень хорошим признаком считается возникновение «цепной реакции», когда идея одного участника подхватывается и развивается другим. Это говорит о ее жизнеспособности.

Идей должно быть как можно больше.

3) Далее, когда все идеи исчерпаны, следует перейти к их анализу. На данном этапе нужно удалить те идеи, которые повторяются, не имеют прямого отношения к теме. Оставшиеся можно комбинировать, усовершенствовать, прорабатывать их детали.

При этом следует руководствоваться приоритетами. Что важнее для достижения результата — скорость, время, деньги? Насколько оправданными будут вложения? Например, идея провести грандиозный флеш-моб. Знаменитый флешмоб Т-мобиль в 2009 году, превративший вокзал в Ливерпуле на несколько минут в танцевальную площадку, по сообщениям компании, обошелся ей в $ 34000. Однако при этом ролик на YouTube просмотрели 17 млн человек. Поэтому в данном случае можно сказать, что цель компании — увеличить узнаваемость бренда — достигнута.

Наиболее предпочтительные идеи берутся в дальнейшую проработку (назначается ответственный, распределяются задачи, указываются сроки, намечается план и так далее).

Если не удалось прийти к принятию решения за один «сеанс» мозгового штурма, стоит сделать перерыв на какое-то время, дать участникам возможность отдохнуть, собраться с мыслями.

Мозговой штурм — эффективный способ решения многих задач и, кроме того, сильный сплачивающий фактор в коллективе, возможность раскрыть и проявить себя в командной работе, преодолеть боязнь критики.

Наталья Мягкова


Последние отзывы (0)