Вход /

Укажите ваш e-mail. Он будет являться вашем логином, а так же на этот адрес будет выслан пароль для входа на сайт.

*— обязательные для заполнения поля
Войти через социальные сети

Язык современной электронной деловой переписки: быть или не быть смайлу?

Версия для печати
Язык современной электронной деловой переписки: быть или не быть смайлу?

В деловом письме нет места эмоциям и экспрессивной лексике, а тем более визуальным ее эквивалентам – смайликам. Так единогласно твердят нормы и гуру современного делового письма. Как специалист я с этим согласна на 99 %.

Вот об оставшемся 1 % сомнений на этот счет я бы и хотела написать в этой статье.

Чем вызваны мои сомнения?

Примерами писем клиентов онлайн тренинга «Навыки делового письма».

Дело в том, что большинство – где-то 70 % переписки приходится на общение с коллегами или клиентами по рабочим вопросам – уточнение, согласование, обмен рабочей информацией и т. п. Зачастую длина таких служебных сообщений не превышает 3–5 строк. А тратить драгоценное рабочее время на прописывание и обдумывание деталей – большая роскошь. Поэтому время от времени даже в деловой переписке появляются забавные рожицы смайлов или их эквивалентов:

«…Да, было неожиданно приятно активное участие руководителей компании. Про Артема – все нормально, скорее всего, он уже считает меня частью вашей команды)))».

Смайлик стал символом, который может заменить:

  • этикетные слова извинения, сожаления, огорчения, радости и других чувств;
  • указать на эмоциональную тональность письма (шутка, гнев, агрессия, ненависть, намерение и т.п.);
  • указать на подтекст.

-
pisar.jpg-Сложное письмо? Мало времени? Нужен сторонний взгляд? Хотите эффективных писем в деловой коммуникации? Вы мечтаете, чтобы Ваша переписка приносила доход? Вы хотите сами научиться писать эффективные деловые письма без отрыва от производства? Тогда Вам непременно поможет новый пакет услуг «Писарь», который поможет справиться с любой задачей быстро и качественно.--
-


При этом мы экономим как свое время, так и время своего адресата, не утруждая его чтением бесполезной информации.

Так, может быть, легализовать запрещенные смайлики? Не все, а только нейтральные. Например: улыбка, огорчение, раздумья, избыток информации, просьба, ожидание ответа, похвала, рукопожатие. Ввести правила их употребления, ситуационно и технически…

Почему все эксперты в области деловой переписки однозначно говорят о недопустимости использования смайликов в электронном деловом письме?

Официально-деловое письмо предполагает однозначность, конкретность, нейтральность изложения.

А что такое смайлик? Смайлик предполагает все, что недопустимо для делового письма: двусмысленность, эмоциональность, экспрессивность.

Но ведь есть категория полуофициальных деловых писем. А в них уже не так принципиальна бесстрастность. В них мы общаемся с адресатом как с человеком, а не как с субъектом. И там можно показать некие умеренные эмоции, которые вполне удобно выражать посредством смайлика.

Предположим, что смайлик уже разрешен в полуофициальной деловой переписке. Какие правила и ограничения должны быть введены для использования смайликов в таких письмах?

  • Использование только при многократной переписке
  • Умеренность

«(wave) Что скажете по последнему вопросу? ;) (doh):x И не (worry)»

Такой формат сообщений недопустим. Но вполне допустим вариант:

«Уважаемый г-н, Х! Последнее Ваше письмо мы получили более месяца назад. Все ли у Вас в порядке? (worry)»

Или

«Мы обсудили возможность выполнения Вашей просьбы. Ваш заказ мы сможем выслать, как Вы и просили, 10.02.15. (handshake)»

Или

«К сожалению, в фондах нашей библиотеки нет запрашиваемой Вами книги L».

Умеренным можно считать употребление не более одного смайлика на письмо.

  • Ограниченное количество используемых смайликов до 10 наиболее распространенных и понятных
  • Не использовать сокращенных значков )))
  • Уместность стиля

Например, в этом примере смайлик уместен:

«…Да, было неожиданно приятно активное участие руководителей компании. Про Артема все нормально, скорее всего, он уже считает меня частью вашей команды)))».

«Извещаем Вас о том, что мы прекращаем с Вами работу по концерну «*****» в связи с переходом на официального дистрибьютора в РБ. Надеемся на понимание и оперативное решение с вашей стороны». А постановка смайлика в письме с такой тональностью будет выглядеть как издевательство: «Извещаем Вас о том, что мы прекращаем с Вами работу по концерну «*****» в связи с переходом на официального дистрибьютора в РБ L»

Несомненно, лучше все-таки использовать вербальные средства для донесения своей мысли адресату, но полуофициальное общение с коллегами и клиентами вполне можно дополнить смайликами.

Используйте эмоции в письмах разумно!

КОРЕННАЯ Валентина Игоревна,

филолог, автор тренинга «Навыки делового письма»



Последние отзывы (0)



Мы в социальных сетях

Популярные статьи